Современный урок истории_59727

Современный урок истории.

Современные учебные учреждения на современном этапе развития системы образования стоят перед задачей формирования у обучающихся компетенций, необходимых для полноценной жизни и деятельности в современном обществе. Восприятие учебной информации — основной компонент обучения, который можно модернизировать, привлекая современные компьютерные технологии. Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информационных технологий.

Информатизация охватила и социальную сферу: науку, культуру, здравоохранение и конечно образование. В наступившем веке образование стало непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека. Большинство исследователей вполне обоснованно полагают, что поскольку существующая образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременную и адекватную подготовку людей к будущему, необходима её радикальная перестройка, ориентированная на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления. К сожалению, эта ориентация на полную успешность обучения – задача, с которой не всегда справляются учебные учреждения. Предложенное всем учащимся одинаковое содержание обучения усваивается ими по-разному, возникает разброс оценок успеваемости, причём заметная их часть находится в сомнительных границах допустимого, либо ниже этой границы. Разброс успеваемости объясняется разбросом способностей к обучению, а обучение строится на процессе восприятия учебной информации учеником. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Человеческое восприятие работает по определенным законам. Оно не линейно, как магнитофонная запись, а, как говорят физики, имеет волновую природу. Внимание в течение некоторого времени нарастает, достигает своего пика и идет на спад. Скорость его нарастания зависит от важности для воспринимающего информации и агрессивности ее подачи, а так же от темперамента и социальной принадлежности, которая сказывается на культуре, а значит и на уровне умственных, эмоциональных, энергетических, временных и прочих затрат для восприятия сложных визуальных образов. После спада внимания наступает период релаксации внимания, во время которой происходит резкий спад скорости и количества возможного восприятия символов, а затем цикл повторяется. Максимальное время длительности информации не должно превышать максимального времени восприятия социальной группы – адресата. В учебно-воспитательном взаимодействии учителя и ученика одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание. Качества внимания: концентрация, объем, распределение, устойчивость. Факторы, способствующие привлечению внимания: характер раздражения, структурная организация деятельности, отношение раздражителя к потребностям. Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты на органы чувств обучаемого, для привлечения и сохранения внимания, обоснована еще Я. А. Каменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные компьютерные средства обучения имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения. Они используются на следующих стадиях формирования продуктов обучения: этап ощущения и восприятия; этап осмысления; этап применения. При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях — это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу. Он значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка, он позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка, учитывать возрастные особенности, соблюдать санитарно — гигиенические требования.

Рассмотрим реализацию и развитие некоторых принципов обучения детей в условиях информатизации образования, в частности в области преподавания истории.

Использование мультимедийных изданий, учебно-методических, справочных электронных ресурсов и, особенно, ресурсов Интернет способствует представлению материала на современном уровне в следующих направлениях:

• доступ к различным источникам информации, в том числе, электронным библиотекам,

базам данных, периодическим изданиям, официальным сайтам научных организаций;

• доступ к историческим источникам;

• эффективные инструменты поиска информации, в том числе, новой появляющейся информации об открытиях в науке;

• мобильность электронных публикации и ресурсов: цикл подготовки электронных публикаций занимает значительно меньшее время по сравнению с печатными; при сегодняшних темпах обновления информации печатное издание порой устаревает еще до выхода из печати.

Особое место в вопросе использования ИКТ и ресурсов занимает принцип межпредметных связей, проявляющийся в согласованном изучении теорий, законов, понятий, общих для родственных предметов, формировании общих видов деятельности и систем отношений. Данный принцип реализуется в двух важнейших направлениях. Во-первых, возможно использование электронных ресурсов по смежным темам и предметам (история-культурология, история-политология). Здесь также можно отметить специфику проектного обучения, ориентированного на комплексною работу с информацией из разных предметных областей. Во-вторых, внедрение ИКТ в изучение истории – это уже, как минимум, две предметные области, используемые в комплексе. Кроме того, использование ИКТ и работа с информацией – общий вид деятельности в разных областях науки. Таким образом, реализация принципа межпредметных связей способствует формированию индивидуальных компетенций ученика.

Использование ИКТ в обучении способствует реализации принципа связи теории и практики обучения с жизнью, включения в содержание определенных видов деятельности:

- возможно использование специализированных информационных системам, баз данных;

- работа с историческими источниками и их анализ.

На реализацию этого принципа в большой степени направлено проектно-ориентированное обучение.

Применение ИКТ наибольшим образом развивает принцип наглядности обучения.

Мудьтимедийное сопровождение обучения позволяет задействовать разные органы чувств, активирует одновременно несколько рецепторов, учитывает разные типы восприятия.

Принцип доступности, или соответствие объема и сложности учебного материала реальным возможностям ученика связан с индивидуализацией обучения, ориентацией на личность и ее развитие. Принцип реализуется при использовании разных видов информации (текст, графика, аудио, видео), включении разных каналов восприятия в течение урока. Кроме того, применение учебно-методических электронных ресурсов, в частности, современных обучающих систем, позволяет адаптировать сложность учебного материала под возможности ученика.

Таким образом, использование ИКТ способствует реализации практически всех принципов современного обучения, что является одним из показателей целесообразности и потенциальной эффективности внедрения информационных и коммуникационных технологий в обучение и преподавание истории.

Шепелева Л.В.,

учитель истории

МБОУ гимназии №23, Краснодар