Современный урок истории

Арт-педагогика.

«Цель любого образования

научить любить красоту

(Платон)

Историческое образование в основной и средней школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе становления и развития мировой культуры, об исторически сложившихся культурно-национальных традициях и историческом пути народов России важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны и мира, сколько для понимания происходящих в ней современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

В настоящее время образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения истории тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Структура целей изучения истории на базовом уровне предполагает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представленные цели равноценны:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию, по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Востребованность указанных целей связана с реализацией личностно ориентированного, деятельностного, практикоориентированного подходов. Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения.

По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно взаимосвязана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.

Цели исторического образования, связанные с овладением предметными знаниями и умениями, отражают преемственность ступеней общего образования, а также специфику базового и профильного уровней изучения истории в старшей школе. Если в основной средней школе историческое образование направлено на освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, то в полной средней школе — на освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Профильное изучение истории предполагает и освоение элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе, подготовку учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.

Деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми разных воззрений и ценностных ориентации. Образовательная система должна ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изменившиеся требования к системе образования обусловливают модернизацию содержательных основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.

Современная система исторического образования должна быть ориентирована на целостный процесс развития и воспитания ребенка, на решение задач по социализации подрастающего поколения. Преодоление «знаниецентризма» означает не пренебрежение принципами научной объективности и историзма, а отказ от нацеленности исключительно на решение образовательных задач в процессе обучения, преодоление дисбаланса его академических и социальных задач. Формирование представлений об историческом прошлом человечества должно осуществляться не только за счет количественного накопления знаний, но и в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Основными воспитательными задачами являются: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Современная школа стремиться к решению задач, связанных с воспитанием размышляющей, активно познающей мир, толерантной личности. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит потенциал мирового искусства. В программах по истории темы науки образования, искусства занимают важное место. Однако возможности полной реализации изучения этих тем ограничены выделяемым временем. Один из вариантов решения проблемы - интеграция с другими предметами, в частности истории и ИЗО.

ОБ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что в интеллектуализированной и вербализированной современной школе изучение искусства играет совершенно особую роль – развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, побуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изучение искусства направлено на развитие воображения и творческих способностей, позволяет формировать целостную картину мира, исторической эпохи, через познавательно-эстетическое осмысление художественных ценностей, культурных достижений общества, помогает формировать собственный эстетический опыт, осмыслять современную действительность и себя в ней.

Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой природы, в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами.

Многообразие функций искусства, таких как повествовательная, познавательно-эвристическая, общественно-преобразующая, эстетическая, интеллектуально-нравственная, информационно-коммуникативная, гедонистическая, прогностическая и другие, делает его необходимой и незаменимой частью современного образования.

В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности искусство удовлетворяет универсальной потребности человека творить. Результатом творчества является эстетический продукт, отражающий личное отношение человека к миру. Обучающийся раскрывает свои способности, проявляет одаренность, находит свой творческий путь. Индивидуальная результативность обучающихся высокая, степень удовлетворенности побуждает к дальнейшей деятельности.

Художественная культура является ядром эстетической культуры, в основе которой лежат эстетические отношения и соответствующая им система эстетических и нравственных ценностей.

С помощью искусства обучающие получают представления об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте.

Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь.

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в конкретном обществе, приобщения к этим ценностям. Одновременно формируется способность обучающегося к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его. Таким образом, формируется эстетическая позиция в любой сфере жизнедеятельности ( в быту, труде, учебе, проявляется в поступках и поведении).

Эстетическая позиция личности – органическая часть его жизненной позиции, которая представляет собой диалектическое единство различных воззрений: идейных, социальных, общественных, этических, эстетических и т.д.

Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную и социальную составляющие, дает возможность научиться воспринимать красоту, творить самому и сравнивать свое творчество с эталонами. Погружение в мир искусства уже требует от обучающегося осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда — художественный материал, эстетика оформления – стимулирует интересы ребенка. Знакомство с искусством разных исторических эпох, цивилизаций позволяет решать и образовательные задачи: осознание общего и особенного, поступательного хода исторического процесса, достижений отдельных народов и цивилизаций, складывание современных представлений о красоте и добре, преемственности в развитии, следующим звеном которого выступает современное Человечество.

Искусство говорит на языке чувств, эмоций. Смыслом этих чувств и эмоций является отношение человека к различным объектам и событиям, то есть оценка этих объектов и событий, которая позволяет формировать собственное отношение к окружающему миру и самому себе.

Постоянное обращение к произведениям искусства делает его неотъемлемой частью существования, обогащает личность возможностью пронести интерес к искусству через всю жизнь, дает возможность находить наслаждение в погружении в чудесный мир образов и настроений, вооружает нравственными ценностями, формирует потребность постоянного общения с искусством.

Необходимо учить пониманию содержания искусства, его языка, на основе этого развивать творчество обучающихся.

Знакомство и осмысление произведений искусства пробуждает переживания, которые позволяют поэтизировать действительность, обычное становится художественным.

Творческий опыт искусства развивает образно-творческие способности, вариативность, гибкость и гармоничность мышления человека. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии. Ребенок становится то художником, то зрителем. Это и есть один из путей формирования способности к творчеству.

В 5 классе на уроке «Театр в древней Греции» обучающиеся разыгрывают сценку из комедии Аристофана «Птицы». На уроке «Олимпийские игры» произносят речь от имени олимпионика, в 6 классе коллективные и индивидуальные творческие задания подразумевают самостоятельное написание текстов роли и выступление с ними. Например, на уроке «Средневековый замок» обучающие играли роли рыцарей, герольдов, менестрелей, благородных дам, знакомя с жизнью обитателей замка. Они готовили костюмы, представлял гербы и виды оружия, рисунки интерьеров замка. Часто обучающиеся выступают в роли экскурсоводов, пишут экскурсии, готовят самостоятельные презентации. На уроке «Титаны Возрождения» (7кл.) выступают в роли Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, современников и критиков, искусствоведов. Эти приемы развивают вариативность мышления, толерантность, способствуют погружению в изучаемую историческую эпоху. Обучающиеся осознают, что по мере развития общества духовная культура приобретает все большее воздействие на умы и сердца людей, обогащает внутренний мир человека, способствует его нравственному совершенствованию

Разумеется, подобные уроки требуют серьезной предварительной работы учителя и ребенка, учитель помогает отбирать материал, корректирует работы, проводит репетиции.

Творчество развивается благодаря разнообразным заданиям, которые обучающиеся выполняют по содержанию урока и работ по ИЗО, которые являются результатом осмысленного и по своему воспринимаемого теоретического материала.

Реализуя через интегрированные уроки История+ИЗО основные аспекты урока: :познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего – с усложнением усваиваемого материала, развитием ЗУНов, воспитательного – с формированием нравственных качеств личности, учитель получает возможность более успешно и эмоционально решать поставленные задачи.

Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит медленнее, чем процесс его воспитания и обучения. Развитие личности ребенка предполагает развитие речи, мышления, сферы чувств, навыков коммуникации, толерантности.

Практически на каждом интегрированном уроке обучающиеся составляют словарь урока, на первых уроках в 5 классе они получают готовые словарики и должны в ходе урока соединить понятие и его определение, затем от года к году задания усложняются. Эти задания обогащают и усложняют словарный запас. Подготовка сообщений и коллективных работ позволяют развивать навыки самостоятельной работы, поиска и отбора материала, выразительной речи, систематизации и обобщения.

На каждом уроке ставятся проблемные вопросы, через заполнение таблиц осуществляется систематизация учебного материала, обучающиеся выделяют главное, анализируют, строят аналогии, учатся доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы. Уроки способствуют развитию воображения и фантазии.

С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; тонкость и точность различения света и тени, формы, звуков, интонации. Развивается и двигательная сфера ребенка, владение моторикой мелких мышц, умение управлять двигательными действиями.

Познавательный аспект урока складывается из следующих требований: учить каждого ребенка самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.

По характеру подачи материала на уроках выделяются два типа методов: традиционные – объяснительно- иллюстративные и репродуктивные.

К репродуктивным относятся следующие методы.

Метод проблемного изложения. Является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Учитель оказывает помощь при разрешении проблемных задач, обучающиеся пользуются алгоритмом, действуют по аналогии.

Частично – поисковый (эвристический метод), сущность которого выражается в таких его характерных признаках: 1)учитель организует не сообщение или изложение новых знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; 2) обучающиеся с помощью учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные и прочные знания.

ПРИМЕРЫ ИЗ УРОКОВ

Метод получил название частично поискового, потому, что обучающиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Часть знаний сообщает учитель, часть обучающиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или выполняя проблемные задания.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему: 1)формулировка проблемы, оказание помощи при ее разрешении; 2)самостоятельное добывание знаний в процессе разрешения проблемы, сравнение различных вариантов получаемых ответов, определение средств для достижения результата; 3)урок отличается высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной и прочностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний.

При разработке интегрированных уроков используются разнообразные типы уроков: проблемный урок, урок-путешествие, урок- экскурсия, урок-игра, урок-конференция.

Проблемный урок.

Само понятие «проблема» (греч.- задача, подлежащая исследованию, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения) предполагает, что не всегда проблема-то, что должно быть разрешено. Иногда это то, что необходимо обсудить. Внутренним двигателем проблемы является противоречие ( как основа действия), то есть конфликт, возникающий , как правило, на сущностном уровне проникновения в проблему.

Проблемный урок включает в себя:

*организацию обучающихся, их психологическую подготовку;

*создание проблемной ситуации;

*формулировку проблемы;

*выдвижение гипотезы;

*поиск решения проблемы;

*обсуждение результатов;

*комментарии и обобщения учителя;

*задания на дом;

*подведение итогов работы.

Например, в уроке «Импрессионизм- новое видение мира!» обучающиеся решают следующую проблему: «Почему самим художникам-импрессионистам не нравилось название х живописи?», выдвигается предположение-гипотеза: Новое видение мира было отражением перемен в общественной жизни. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, направленные на решение проблемы: самостоятельно работают с текстом и иллюстрациями, систематизируют материал, оформляя его в таблицу, выделяют , анализируя подготовленные сообщения характерные особенности живописи художников, находят общие характерные отличия импрессионизма от предшествующих направлений в живописи, связывают появление импрессионизма с изменениями в общественной жизни. На уроке «Творчество мироискуссников» выдвигается для обсуждения следующая проблема: К какой категории художников можно отнести мироискуссников: новаторов или ниспровергателей? Выдвигается гипотеза: творчество мироискуссников попытка ухода от реальности или особая эстетика?

И если первый урок был для обучающихся 8 классов, то второй с усложнением проблемы проводился в 9 классе. Выдвижение проблем практиковалось нами с самого начала, с 5 класса, постепенное усложнение заданий позволяло совершенствовать мыслительные способности, умения и навыки. И сейчас обучающиеся могут уже самостоятельно обозначить главную проблему, выдвинуть гипотезу и наметить пути решения, сделать обобщения и выводы. Часто работа над проблемой завершается выполнением индивидуальных заданий по выбору: написание синквейна, сочинения-размышления, ответа на вопрос, обучающиеся самостоятельно выбирают варианты заданий по ИЗО. Они могут быть групповыми и индивидуальными, как правило в нескольких вариантах. Обучающиеся находятся в ситуации выбора, привыкают самостоятельно определять свои возможности, учатся демонстрировать свои лучшие способности и достижения. Результативность этих уроков очень высока: по истории и обществознанию успешность- 80%-90%, по ИЗО-100%. Обучающиеся в своих анкетах отмечают высокую степень комфортности на уроках, значительный интерес к изучению нового.

Интересен и такой тип урока как урок- восхождение. Это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накоплению знаний по теме и интереса к какому-либо виду деятельности. Девиз урока: «Через самоосознание к обобщению».

1.Активная беседа – строится на основе опорных понятий об эпохе, стране, искусстве, природе, отношениях людей к друг другу, знаний, которые Обучающиеся получили на предыдущих уроках, и того, что они узнали из других источников, используются знания, полученные на основе предварительной работы по заданию учителя.

2.Активизация творческой и познавательной деятельности- вовлечение в беседу, побуждение к высказыванию разнообразных суждений, знакомство с исторической обстановкой, произведениями искусства и творчеством художников, обсуждение творческих замыслов, вовлечение своей семьи в поиск нужных материалов.

3.Выводы по основным понятиям обучающиеся делают с помощью учителя.

4. Выполнение проблемных и познавательных заданий усложняется от урока к уроку.

Урок-образ.

Созданию урока – образа присуще личностное отношение учителя и обучающихся к теме, проблеме ли задаче урока. Успех его зависит не только от учителя, но в значительной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовленности класса, учеников.

Такой урок является мини — спектаклем, имеющим свой замысел, завязку, кульминацию, развязку, связанную с другими уроками.

Урок – образ отличается от традиционных уроков тем, что строится на основе художественных методов познания, эмоционально-образного мышления, а не только на законах рациональной логики.

Много в нашем арсенале и уроков – экскурсий, уроков – путешествий.

Эти уроки уместны при изучении искусства других стран, другой эпохи, прошлого Примерами таких уроков могут быть уроки «Мир русской иконы», «Смутное время в произведениях изобразительного искусства», «Отечественная война 1812 года в произведениях искусства». На этих уроках обучающиеся через знакомство и восприятие произведений искусства углубляют свои знания по истории, создают образную картину эпохи, осознают роль личности в историческом процессе, а значит, учатся понимать степень личной ответственности за то, что происходит сегодня. Поисковые группы используют историческую литературу, документы, мемуары, воспоминания.

нашей родины. Они готовятся заранее и по форме напоминают игру. Для ведения выбирается группа детей. Это гиды, знатоки, историки, путешественники, художники. На первых подобных уроках (Путешествие в древний Египет, Путешествие на афинский акрополь, Путешествие в древний Рим) эти роли играет учитель, но по мере приобретения обучающимися умений и навыков они все активнее включаются в работу.

Вовлечению обучающихся в работу на уроке способствуют методы диалогичности, сравнения и обобщения, коллективных и групповых работ. Они же способствуют и развитию толерантности, культуры общения.

На интегрированных уроках мы часто используем проектную методику.

Проект, как метод направлен, на поиски путей развития активного самостоятельного мышления ученика. Наиболее ценным в этой методике является то, что все теоретические знания, получаемые при обучении, ребенок должен уметь реализовать на практике. В основу метода проектов положена идея направленности на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы проект был успешным , необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания.

По своей типологии проект может быть исследовательским, творческим, информационным, ролевым, игровым. Чаще всего мы используем творческий и ролево- игровой варианты проектной деятельности.

В зависимости от решаемой педагогической задачи, мы используем этот метод на уроках изучения крупных тем, как большую творческую работу, позволяющую более глубоко изучить программный материал.

Обучающиеся, работая над проектом, осознают практическую значимость предметов, учатся сравнивать общепринятую информацию с художественной. Обучающие при выполнении проектов охотно привлекают информационные технологии, готовят компьютерные презентации по темам. (Уроки «Путешествие в Петровский Петербург», «Путешествие в Петербург 2 половины 18 века» и т. Д.)

При организации проектной деятельности от обучающихся требуется:

*знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем , гипотез, методов их решения);

*владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с мультимедийной техникой;

*владение коммуникативными навыками;

*умение интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.

Результаты выполнения проектов должны быть осязаемы.

Проект на интегрированном уроке требует от обучающего не только умения ориентироваться в объеме информации по предметам, но и проявления творческих способностей, наличия воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Кульминацией проектной деятельности является достижение общего успеха, что оказывает позитивное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого его участника в отдельности. Научиться видеть себя и других в процессе деятельности, вместе, помогая друг другу, открывать красоту окружающего мира, вкладывать ценность индивидуального чувства и отношения к миру и людям в общую работу — главные цели совместной деятельности.

Этапы проектной деятельности.

Определение темы проекта, отбор необходимых источников информации, составление основных вопросов проекта.

Выстраивание образа индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.

На этом этапе происходит разделение задач между участникам, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. У обучающихся формируется способность к самостоятельному целеполаганию и умение координировать свои планы с планами других членов группы.

Защита проекта в форме, соответствующей его содержанию (презентация, проведение экскурсии, выставка, научная работа, видеофильм).

Представление итогового отчета.

Часто в качестве завершающей практической работы по ИЗО обучающие создают коллективную работу в группах, что тоже содержит в себе элементы проектной деятельности.

Особое место в системе интегрированных уроков занимают повторительно-обобщающие уроки. Сложность их предопределена необходимостью решения нескольких задач: систематизации учебного материала, обобщения и контроля знаний и умений обучающихся. При этом учитель использует совокупность методов (наглядных, повествовательных, развивающе-проблемных), направленных на решение этих задач.

Предлагаем вариант такого урока.

Урок в 7 и 10 классах «Ретроспектива истории в полотнах В.И. Сурикова».

Образность, яркость фактов — обязательное условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности учащихся. Более того, без образности нет конкретного изображения происходящего.

При освещении исторических событий необходимо использовать весь арсенал образно – эмоциональных средств, помня о том, что избыточная эмоциональность подавляет рациональное, рассудочное, препятствуя познанию исторических закономерностей, пониманию смысла истории. Наоборот, недостаточное эмоциональное воздействие рождает определенное упрощенчество, излишнюю социологию исторического процесса.

Рациональное использование всего арсенала образно – эмоциональных средств – характерная черта качественного урока.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала, опроса, повторения и закрепления, умение учитывать при этом индивидуальные особенности каждого учащегося, сильные и слабые стороны в их знаниях и навыках – также одна из наиболее важных, характерных черт качественного урока.

Установление осознаваемых учащимися внутрипредметных и межпредметных связей в обучении – тоже черта качественного урока истории. Учитель располагает достаточно большим выбором форм, методов и приемов реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Важно только учитывать при этом возрастные особенности учащихся, уровень подготовленности и постоянно поддерживать их интерес к выявлению этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, имея в виду, чтобы другие дополнительные сведения не перегружали уроки и «не заслоняли» содержание учебного материала по истории [14, С. 64].

«Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека…» (12, C. 65). «Воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим» (11, C. 24). «В самом общем виде воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка» (16, C. 88).

Во всех этих определениях отсутствует указание на деятельность того, кого воспитывают. В них ученик рассматривается как объект воздействия воспитателей, когда на самом деле он, например, на уроках не может быть таким объектом, пока не станет субъектом учебной деятельности. Иначе получается, что не существует сопротивления воспитанника, поэтому воспитатели что хотят, то и пишут «на чистой доске». В какой-то степени по-другому звучит следующее определение: «Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» (18, C. 94). Однако это определение можно скорректировать, учитывая, что воспитанием является не педагогический процесс организации деятельности личности, а изменение личности в этой деятельности, которую организуют педагоги. Следовательно, этот процесс является процессом воспитания посредством обеспечения деятельности воспитуемых. И это так, потому что воспитывать человека — значит осуществлять намеченные изменения в нем посредством организации его деятельности. Такое представление о воспитании существует давно. Американский психолог Торндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение. Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменение» (17, C. 25). Так же думает Д. Дьюи, рассматривая воспитание как организацию детской жизни (8, C. 119).

Эти представления созвучны, так как в них воспитание рассматривается как процесс изменения человека в результате его деятельности. А ведь еще в 1967 году было признано, что воспитание осуществляется в процессе деятельности самих воспитанников: «Главное в воспитании — приобретение воспитанниками положительного опыта… Одна и та же деятельность может влиять на воспитанника по-разному в зависимости от того, как эта деятельность для него мотивирована» (8, C. 97). И далее: «Для марксистов совершенно очевидно то решающее значение, которое принадлежит во всем процессе формирования индивида его собственной деятельности. Воспитание — это самоизменение в процессе собственной жизни» (8, C. 119–121). А.C. Макаренко, утверждая, что воспитание является процессом изменения воспитанника в результате его деятельности, писал: «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог бы проявить мужество все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» (5, C. 48, 51). Он же писал: «Передо мной ставилась прежде всего задача — воспитать. Мне дали правонарушителей со слишком яркими и опасными особенностями характера, и прежде всего передо мной ставилась цель — этот характер переделывать» (5, C. 219). И в настояшее время пишут: «Технология исходит из того, что цель обучения — изменение состояния ученика, его знаний, мыслей и чувств» (9, C. 182).

Ведь никто не может отрицать, что пока человек действует, он изменяется. «Разве есть такой миг, — пишет Э. Фромм, — который следует считать вершиной, кульминацией в формировании личности, о котором можно с полным правом утверждать, что в этот миг человек есть именно то, что он есть, и уже теперь он никогда не станет иным? С точки зрения статистики, разумеется, возможно такое утверждение о многих людях. Но можно ли отнести это к каждому человеку вплоть до его смерти, и сам он может ли сказать о себе, что не стал бы другим, если бы дольше прожил на свете?» (19, C. 512–513). «Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает… все, что служит строительным материалом для развития и становления личности». «Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности» (14, C. 100).

«В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека» (11, C. 91). Известно, что это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности. В этих определениях важно следующее: человек воспитывается в результате своей мыслительной и практической деятельности. Главное — это его деятельность и то, что он субъект деятельности. Чтобы обосновать правильность этого положения, имеющего методологическое значение, обратимся к различным определениям: «Воспитывают все… Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот хаос… создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка» (6, C. 14). Многие авторы, думая так же, всегда подчеркивают, что человек изменяется только в своей деятельности: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями» (4, C. 102). Когда авторы пишут, что: «Воспитание — объективно-закономерный исторический процесс», это значит признание того, что оно происходит и без вмешательства так называемых воспитателей. А такое определение, что «педагогическая деятельность — сознательная целенаправленная деятельность взрослых…, направленная на осуществление руководства процессом воспитания детей» (4, C. 57), уже означает, что воспитатели должны управлять объективным процессом изменения личности. Все это говорит о том, что все-таки многие авторы считают воспитание объективным процессом изменения личности, который происходит в результате деятельности человека. Именно это представление, на мой взгляд, соответствует действительности.

Для обоснования такого понимания сущности воспитания, которое осуществляется в любой человеческой деятельности, являясь ее неизбежным результатом, методологическое значение имеет знание о воспитательных результатах деятельности. О воспитательных результатах писал и К. Маркс, отмечая, что человек воздействует на внешнюю природу и, изменяя ее, в то же время изменяет свою собственную природу: «В самом акте воспроизводства, — пишет он, — изменяются не только объективные условия, так что, например, деревня становится городом, заросли — очищенным полем и т. д., но изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самого себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык (7, C. 188). Этот объективный процесс и есть процесс воспитания. Деятельность, организованная с целью получения воспитательных результатов, фактически является педагогической для педагога и учебной для воспитанника. Учебно-трудовая деятельность отличается от трудовой тем, что целью ее организатора является воспитательный результат, т. е. формирование определенных качеств личности. А в трудовой деятельности целью ее организатора является производимый продукт, товар, изменение во внешнем мире. Таким же образом отличаются друг от друга учебно-эстетические и эстетические, учебно-познавательные и познавательные и т. п. виды деятельности».

В психологической литературе объектом внимания стал процесс становления человека в деятельности. Об этом пишет C.Л. Рубинштейн: «Подлинным достижением человека считается не только то, что откладывается вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-либо значительное, человек и сам растет, в творческих доблестных делах человека важнейший источник его роста» (3, C. 128). Накопленные исследователями педагогические, философские и психологические знания о внутренних, т. е. воспитательных результатах человеческой, и не только человеческой, деятельности, вынуждают рассматривать воспитание как процесс возникновения результатов человеческой деятельности в виде личностных изменений. Во всех видах деятельности человека функционирует этот процесс независимо от желания ее организатора. Это является объективно-закономерным процессом. Он или управляется или не управляется организаторами деятельности, дает положительный или отрицательный продукт в виде качества личности, но всегда он существует. Об этом и свидетельствует деятельностный подход. Значит, нет деятельности, в которой не функционировал бы механизм воспитания, т. е. становления человека, и нет воспитания без деятельности, т. е. не существует воспитание вне деятельности человека.

Все это вынуждает думать таким образом: все виды деятельности фактически являются воспитанием человека, следовательно, воспитание не процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям или специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие педагогов или воспитателей на воспитуемого с определенной целью, и не целенаправленная деятельность педагога, как утверждается во всех учебниках и учебных пособиях. Такое утверждение объясняется и тем, что во всех подобных характеристиках воспитание считается лишь процессом организованным, с положительным содержанием и развивающим для человека значением. Кроме того, считается, что воспитывают только старшие младших. На самом деле воспитание — это процесс многосодержательного изменения в духовном и физическом мире человека, его облике в результате всей мыслительной и практической деятельности. Посредством деятельности человек вносит заметные и незаметные изменения во внешний мир, тем самым этим процессом произвольно или непроизвольно вносятся определенные изменения в духовный и физический мир личности.

Итак, «урок должен быть воспитывающим» (Ю. Б. Зотов, одно из требований к уроку).

Что под этим подразумевается.

1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей:

содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии;

системы отношений, складывающейся на уроке.

2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.

Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу формирования базовой культуры личности, основными направлениями которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.

Достижение почти всех воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные воспитательные задачи эту цель реализующие.

3. Организация сотрудничества в процессе урока.

Отличительной чертой современного урока должно стать выполнение школьниками разнообразных самостоятельных творческих работ. Самостоятельная учебная работа – это организованная учителем деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи за определенное время.

Некоторые виды с/работы

Дидактическая функция с/работы

Психологическая функция с/работы

Учебные задания: изучение материала по тексту, в работе с объектами, моделями, с помощью обучающей компьют. программы и выполнения диагностических заданий, составление схем. Поиск информации в различных источниках.

Овладение специфическими приемами учебной работы, приемами познания нового, исследовательскими методами обучения.

Последовательное развитие самостоятельного мышления.

Тип урока

Дидактическая цель

Структура (этапы)

Изучение нового материала и первичного закрепления

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме….

Оргмомент

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление учебной информации.

Первичное закрепление учебного материала.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Обобщения и систематизации знаний и умений

Создать условия для систематизации изученного материала (указать какого), выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме…, опытом творческой деятельности.

Оргмомент

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Систематизация и обобщение.

Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуациях.

Проверка уровня обученности.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Контроля и коррекции знаний и умений.

Создать условия для проверки уровня обученности по теме…, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Образовательная цель.

Значительную часть времени на уроке учитель уделяет формированию системы знаний, на основе образов и представлений. Педагог использует для этого разнообразные приемы учебной деятельности. Опыт работы лучших учителей показал наиболее успешные варианты соответствия образовательных целей, приемов способствующих их достижению и вопросов, дающих возможность выявить результативность. Урок, построенный по алгоритму, отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Такой урок технологичен, приводит к положительному результату.

Развивающие цели.

Нередко учитель испытывает затруднения при формулировании развивающей цели урока. Обычно пишет: — «Развитие творческих умений учащихся», а почему именно на этом уроке и что будет для этого сделано, ответить не может. Для реализации цели «Развитие творческих умений учащихся», на уроке должны быть задания «переноса» знаний из одной учебной ситуации в другую: проблемные задания для самостоятельной работы или проблемное изложение материала учителем.

Основные умения, отрабатываемые на занятии – это действия, которые формируются через систему упражнений. Разнообразные приемы работа с учебником на уроке помогают учителю решать развивающие задачи.

В предлагаемой таблице, представлены образцы заданий для самостоятельной работы учащихся с учебником и вопросы, с помощью которых можно проверить уровень достижения целей урока.

Образовательная цель

Развивающая цель

Приемы достижения цели

Цель сам. работы учащихся

Вопросы для проверки уровня достижения цели.

Содержание заданий для с.р.

Способствовать:

А) формированию представления о…

Б) обучению школьников умению комментировать новые сведения.

А) Яркий, эмоциональный рассказ учителя. Демонстрация средств наглядности. Чтение текста.

Б) Научиться комментировать прочитанный текст.

А) Рассказать о.. Описать внешние признаки..

Б) Прочитать текст. Ответить на вопрос. О чем написано в тексте?

Способствовать:

А) запоминанию основного материала.

Б) Обучению умению отвечать на вопросы по новому материалу.

А) Делаются краткие записи в тетради. Задаются репродуктивные вопросы.

Б) Научиться отвечать на вопросы по содержанию текста.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст