Современный урок истории в условиях реализации ФГОС

Современный урок истории в условиях реализации ФГОС

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.

Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.

Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?

Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».

Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»





Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных установок Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие — создание на уроке психологически комфортной атмосферы.

Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу личностных универсальных учебных действий.

Учащийся учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает регулятивные универсальные учебные действия.

Целью действия ученика является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных универсальных учебных действий: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач. Это группа общеучебных познавательных универсальных учебных действий.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Переход на новые стандарты предполагает в первую очередь изменение самого учителя.