Современный урок фрагмент педагогического совета

Выступление на педагогическом совете на тему: « Современный урок – это новое явление или хорошо забытое старое?» Теория современного урока. Основные категории: мотивация, преемственность, адаптация, индивидуализация и дифференциация. Дискуссия.

Слушали учителя Грачеву И.С.

«Современный урок – хорошо забытое старое».

И с этим нельзя не согласиться. Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель- ученик. Между ними всегда – океан информации и рифы противоречий. И это – нормально.

По моему мнению традиционный урок – это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

учащиеся примерно одного возраста;

класс работает по единому годовому плану и программе;

основной единицей занятий является урок;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, материалу;

работой учащихся на уроке руководит учитель.

Так что же такое традиционный урок?

Традиционный урок – это целенаправленный, систематический планомерный процесс формирования знаний, умений, навыков (ЗУН) подрастающего поколения.

А что может быть более важным в школе, чем знания? Недаром в нашу коррекционую школу переходят ученики с других школ города. Родители узнают, что у нас прежде всего дают знания. Игра – хорошо, но умение говорить, писать, считать, развитие ума все же дают возможность совершенствовать даже самым слабым учащимся. Известно, что человек, увлеченный чем-либо ( спорт или какой-либо предмет, театр, искусство) в будущем вооруженный знаниями будет более самостоятельным и ответственным.

Большинство учителей отмечает резкое снижение умственного развития учеников и это хорошо заметно во многих классах нашей школы как учащихся 7 и 8 вида. Недаром слышишь: «Он не соответствует своему виду». Но мы – учителя и мы обучаем этих детей, изменяем, корректируем Программы, стараемся дифференцированно подходить к обучению, даем индивидуальные задания. А обучение ведет за собой развитие детей. Конечно, тяжело работать с детьми, чья мотивация на знания отсутствует или занижена, что особенно заметно в последние годы. Но потому мы и учителя-дифектологи.

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Это: . 1. Организационный момент.

Контроль знаний (проверка дом. задания).

Объяснение нового материала (повторение, закрепление).

Закрепление, пройденного материала (тренировочные упражнения).

Задание на дом.

Итоги урока.





Отсюда и задачи, поставленные учителем на уроке. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Преимущество традиционного урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

в) позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал;

г) стимулирует другие виды деятельности школьников (в том числе внеклассную и домашнюю);

д) на уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и  самими методами познавательной деятельности.

Школа с традиционной технологией остается «школой знаний», основной акцент ставится на информированность личности. Правда, это — авторитарная технология. Но в ней много положительного: (слайд 6)

систематический характер обучения;

упорядоченную, логически правильную подачу материала;

организационную четкость;

оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Учеба – серьезный, тяжелый, социально-значимый труд. И это действительно так. И никуда не деться от монотонных моментов традиционного урока, но это того стоит. Только преодолевая трудности в обучении, складывается личность. Задача вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой ставится не только традиционной школой нашего времени, но и ее ставили еще и наши деды и прадеды.

Вернусь вновь к секретам успешной работы учителя на классическом уроке. Бытует мнение, что добиться высоких результатов, проводя обычные, традиционные уроки невозможно! Но это не так. Мы забываем, что традиционный урок – это и уроки викторины, и игры, интегрированные и бинарные уроки, уроки с применением технических средств (слайд 7). Именно таких уроков в нашей школе больше, чем новых нестандартных, т.е. современных уроков. Но разве урок традиционный не может быть современным? И я считаюм – может!

Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, с традициями в образовании. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 80% учителей по-прежнему предпочитают работать по традиции. В нем все близко и понятно.

Хочется назвать основные аргументы в пользу классики:

даются прочные, систематические глубокие знания, интересная работа, уверенность в ее пользе;

организация работы проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей;

все нормы четко прописаны, легко выполняются;

опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и «отличникам» и «троечникам», индивидуально и дифференцировано подходить к каждому.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые имеются в наличии, а они не всегда такие, какие хотелось бы иметь любому современному учителю.  Таким образом, традиционный урок остается основным и становится современным только при условии, когда наряду со знаниями и технологиями мы все свое творчество и умения направляем на ребенка и идем от него.