Современный урок – что это

Современный урок – что это?

Современный урок – это постоянно развивающиеся классические формы урочного преподавания, сочетающие в себе нетрадиционные технологии и обеспечивающие эффективную социализацию личности учащихся. Одним из серьёзнейших противоречий современной образовательной системы является противоречие между потребностью общества в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.

Для разрешения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо сочетание традиционных форм уроков и инновационных форм, к которым относятся: нетрадиционные формы уроков, интерактивные формы учебных занятий, использование новых информационных технологий, социальное проектирование, и т. д. При таком обучении традиции выступают как механизм передачи аккумулированного социального опыта, обеспечивают определённую устойчивость («базу»), а инновации как механизм формирования новых моделей поведения, возможность адаптации к динамическим изменениям в социуме. В современных условиях при сочетании данных форм образовательный процесс будет наиболее эффективным, так как при традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а при нетрадиционных – развитие личности школьников, их творческий потенциал и мотивационно-ценностные установки.

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.





Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации по поставленной задаче, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. На современном уроке учитель должен в первую очередь работать с такими технологиями, как критическое мышление, проблемное обучение. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущения комфорта учителем;

- обучение через открытие, через коллективный поиск;

- наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения;

- развитие личности;

- способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом;

- демократичность, открытость процесса обучения;

- осознание учащимся деятельности – того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал ученик.

Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью обучающегося.

Современные уроки способствуют овладению каждым учащимся знаниями, формированию умения самостоятельно работать с информацией, стимулированию познавательного интереса к предмету, осуществлению практической подготовки.

На современном уроке должна осуществляться совместная работа учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель в этих условиях становится координатором, и его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся.

Так как целью обучения становится самореализация личностью своих сил и способностей в соответствии с нуждами и запросами социума, следовательно, необходимо модернизировать урок, применяя эффективные методики для активизации всех форм восприятия школьников.

Современный урок обеспечивает наибольшую успешность значимой для школьников деятельности, положительное самоощущение и эмоциональную удовлетворенность жизнью в целом.

Современный – значит актуальный на сегодняшний день, соответствующий времени и приоритетным направлениям развития общества.