Современные требования к системе начального профессионального образования

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Автор-составитель – Дюкова Светлана Вячеславовна

ГБОУ НПО ПУ 17 МО

Коломна 2013

Введение

Долгие годы образование приспосабливалось к производству, к конкретной технике, технологиям, человек приспосабливался к производству, терялся как личность, и становился в подчинение потребностям производства. Он как бы служил научно-техническому прогрессу. Застой, стагнацию в развитии производства вызывал такой уровень образования рабочих специалистов, который приспосабливался только к насущным проблемам производства, что резко ограничивало перспективы его развития. Производству якобы не требовалось увеличение количества квалифицированных специалистов, но зато хронически «не хватало» станочников, сварщиков и т. п.

     Надо не просто совершенствовать профессиональную подготовку, а и разносторонне развивать личность, обеспечивать высокую степень трудовой активности, предприимчивости, мобильности и адаптивности к быстро меняющимся экономическим, производственным и социальным требованиям.

Цель современного обучения является независимое и критическое мышление. Так как цель профессионального образования– подготовка самостоятельной личности, способной ориентироваться в новом, быстро меняющемся мире, то мы должны научить их думать на высшем уровне.

    Нужно стремиться, прежде всего к интеграции знаний и представлений обучающихся. Для этого нужно осуществлять систематизацию и обобщение их знаний, получаемых в разных учебных дисциплинах, вырабатывать у них умение осуществлять всесторонний подход к изучению явления, происходящих в природе и обществе, умение приобретать знания из различных источников.

Система начального профессионального образования прочно утвердилась, как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала высоким фактором формирования моральных качеств рабочих. Современные профтехучилища призваны подготавливать квалифицированных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. Модернизация производства и внедрение инновационных технологий создает жесткую конкуренцию на рынке труда, вследствие чего отпадает необходимость содержать большой штат работников. Новое время требует новых подходов и его нельзя упустить. Необходимо переходить на модель опережающего образования, идея которого, может быть сформулирована так: уровень образования участников материального и духовного производства должен опережать уровень развития самого производства. Не образование должно обеспечивать производство, а наоборот – производство пытаться достигнуть уровня его участников.

Основными направлениями деятельности учреждений НПО должны стать:

Совершенствование содержания профессионального образования.

Совершенствование учебно-программной документации.

Переход на новый перечень профессий и специальностей НПО.

Обеспечение тесного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Внедрение современных технологий в процесс подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

Подготовить высококвалифицированные рабочие кадры можно только при взаимодействии с работодателем, который определяет уровень профессиональной компетенции специалиста.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Накопленный опыт экономического развития позволяет сделать вывод о дальнейшем росте конкуренции и сокращении области малоквалифицированного и неквалифицированного труда. Для эффективности профессиональному образованию надо постоянно отслеживать запросы рынка труда, научиться не только изменяться под них, но и действовать на опережение, т.е. научиться прогнозировать. В современных условиях рыночной экономики не получается сидеть и ждать запроса на выпуск тех или иных специалистов.

Модернизация начального профессионального образования – это переход из системы функционирования в систему развития. Проблемой на пути модернизации встает, как обычно финансирование. Да в последние годы наблюдается существенное улучшение бюджетного финансирования, но многие проблемы оно решить не может. Если не идти по пути модернизации профессионального образования, то конкуренция вынудит закрыть часть учреждений. Те учреждения, которые смогут рационально использовать имеющиеся финансовые средства могут приступить к модернизации начального профессионального образования сразу и оставить конкурентов далеко позади. Можно использовать договорную деятельность для осуществления процесса модернизации образования.

Под непрерывностью профессионального образования понимали только линию: начальное –среднее — высшее образование. Готовя рабочие кадры правильно подразумевать непрерывность в подготовке рабочих от 2-го до 4-го разряда. Обычная средняя школа оценивает свои достижения по количеству выпускников поступивших в вузы. В начальном профессиональном образовании другая оценка – какой разряд получает выпускник и куда он трудоустраивается, каковы перспективы его на работе в дальнейшем. Конкурентоспособный выпускник учреждения начальной профессиональной подготовки – выпускник с квалификацией от 3-го разряда и выше. Поэтому важно не только подготовить специалиста, но и проводить курсы по переподготовке и повышению квалификации рабочего.

Главная задача начального профессионального образования – обеспечение рабочими кадрами. Нужно искать другие формы обучения- обучать не только на дневной форме, но и ввести вечернюю форму обучения, работать не только со школьниками но и со взрослым населением, осуществлять процесс переподготовки специалистов высшего образования на рабочие специальности. Для дальнейшего успешного развития экономики потребуется много квалифицированных рабочих. Многие предприятия заинтересованы в сохранении и увеличении профессиональных кадров, работа в сотрудничестве с предприятиями поможет эффективно модернизировать начальное профессиональное образование.

Одним из главных изменений системы начального профессионального образования стало возможным изменений образовательных программ, по которым ведется подготовка, по усмотрению учебного заведения. Это увеличивает возможность более эффективного удовлетворения потребностей регионального рынка труда.



Существующие реалии дают возможность учебным заведениям предоставлять образовательные услуги на платной основе. Это позволило привлечь в систему начального профессионального образования дополнительные финансовые потоки, что позволило расширить и укрепить материально – техническую базу учреждений начального профессионального образования. Многие учебные заведения начального профессионального образования успешно сотрудничают с институтами и университетами, что повышает уровень подготовки специалистов.Принципиальную задачу системы профессионально-технического образования мы видим в том, чтобы имидж профессии перестал зависеть от статуса диплома, а зависел лишь от компетентности, которую человек получил и которая обеспечит ему нормальное будущее.

В настоящий момент мы меняем политику в области начального профессионального образования. Ее курс — два направления нашего действия. Первое — четкая ориентированность начального профессионального образования на заказ. Государственный заказ, заказ бизнеса, населения и самих учащихся. Перестраивая систему в этом направлении, мы тем самым параллельно сразу решаем вторую задачу. Это изменение качества образования.

Современное образование должно быть качественным и конкурентоспособным. Выпускник должен отчетливо понимать, что он получает качественное профессиональное образование и что по ряду параметров вполне способен составить конкуренцию даже выпускнику института. Ведь он обладает мастерством, компетентностью, профессией такого уровня, который нужен сейчас заказчику.



В этих преобразованиях и есть суть современных требований к системе профессионального образования.

Она заключается в двух базовых ориентирах. Первый — обеспечение профессионального роста жителей Коломны и Коломенского района в соответствии с потребностями нового этапа индустриализации, регионального рынка труда, достижение баланса предложений профессий и потребностей в них экономики. А второй — это вклад системы начального профессионального образования в становление гражданского общества, обеспечение процессов интеграции молодежи, взрослого населения и мигрантов в социокультурную жизнь нашего региона, создание условия для овладения жителями Коломны компетентностями, обеспечивающими возможность их самореализации как на рынке труда, так и в общественно-культурной жизни города и района.

На протяжении последних двух лет коллектив нашего училища активно работает над вопросами, связанными с переходом образовательных учреждений профессионального образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты: изучались концептуальные подходы и принципы формирования новых ФГОС, знакомились с самими проектами стандартов специальностей и профессий, участвовали семинарах и курсовой подготовки по данной тематике. Широкомасштабная работа в училище, с привлечением в неё большей части коллектива, началась в прошлом учебном году. На сегодняшний день в училище проделаны работы, связанные с проведением организационно-методических и информационно-разъяснительных мероприятий. В училище назначен ответственный за подготовку учреждения к переходу на ФГОС, подготовлен план мероприятий, охватывающий различные направления нашей деятельности:

информационно-методическое сопровождение,

повышение квалификации,

научно-методическое сопровождение,

нормативно-методическое обеспечение и др.

Создано общее информационное пространство, содержащее всю необходимую информацию по данной проблеме, а именно: нормативные документы, методическая документация, тексты стандартов и т.д. Ведется систематическая работа нескольких временных творческих коллективов и рабочих групп.Творческие коллективы созданы в училище по родственным профессиям и специальностям, исходя из плана набора.

Основными задачами которых были определены следующие:• Уточнение перечня общих и профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать в ходе реализации ОПОП с учетом требований работодателей.• Определение содержания вариативной части (распределение часов по циклам ОПОП, определение номенклатуры дисциплин, МДК, профессиональных модулей).• Определение номенклатуры профессий, реализуемых в ОПОП, и номенклатуры дисциплин и профессиональных модулей.• Определение количества часов на дисциплины и практики, профессиональные модули, МДК, лабораторно-практические занятия, внеаудиторную самостоятельную работу, распределение их по годам и семестрам обучения с учетом реализации межпредметных связей.• Определение форм промежуточной аттестации.• Разработка проектов рабочих программ профессиональных модулей.Главным результатом работы ВТК стали — паспорта основной профессиональной образовательной программы по специальностям (профессиям), учебные планы, программы профессиональных модулей.

В 2011 учебном году мы открыли новую учебную группу по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства». Осваивая данную профессию, ребята приобретают знания сразу по трем специальностям. А именно: слесарь, мастер сантехнических систем и оборудования и электрогазосварщик.

Хорошо известно, что профессионала может воспитать только профессионал. Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения , в значительной мере определяет качество подготовки обучающихся НПО – будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных. Ежегодно, мастера производственного обучения проходят курсы повышения квалификации при Академии последипломного образования, проходят переподготовку в таких организациях как МУП «Тепло Коломны», МУП «Коломенский водоканал», ООО «Ксилема», ССМУ 35, успешно работающие с новыми технологиями, машинами и оборудованием.

Качественной, подготовка высококвалифицированных рабочих, может быть только при условии оснащения профессиональных училищ новым современным оборудованием, материалами, укрепления связей с работодателями.

В настоящее время сотрудники нашего училища являются членами Ресурсного Центра Московской область в сфере ЖКХ, проходят обучение в «REHAU» академии, тем самым повышая свой профессиональный уровень, внедряя новые технологии в образовательный процесс.

Наше училище одно из немногих в Московской области применяет новые компьютерные технологии на уроках спецдисциплин и занятиях производственного обучения.

Как пример, во время проведения уроков по технологии электросварочных работ, используется компьютерный тренажер электросварщиков, который предназначен для обучения и тренировки сварщиков, выработки и совершенствования у них профессиональных навыков.

Применение на уроках спецтехнологии компьютерного тренажера повышает интерес обучающихся к избранной профессии, способствует на более высоком уровне отрабатывать навыки по сварке и одновременно выявлять и исправлять ошибки, допущенные во время выполнения упражнений.

Заключение.



Начальное профессиональное образование должно стать гарантом экономической и социальной стабильности в обществе, реализуя при этом три основополагающих принципа: доступность, качество и адаптивность к современным условиям.

Я думаю, что мы сумеем заставить систему работать на пользу не только нашего региона, но и всей Московской области, готовить высококвалифицированные кадры для экономики, а не для службы занятости. Это, конечно, трудно. Система всегда немного консервативна, сложно перестраивается. Но ничего. Самое главное, что люди стараются. Они понимают, что дошли до того предела, что либо пан либо пропал, и лучше нарабатывать опыт, чем тихо умирать и ждать, когда ликвидируешься. А когда усилия стольких людей направлены в одну сторону, то отдача обязательно будет.