Современные требования к педагогу в работе с одаренными и выскомотивированными детьми

Кицель Т.П. ГБОУ КШ№1780 «Кадетский корпус памяти Героев Сталинградской битвы».

«Одаренные дети»

«Современные требования к педагогу в работе с одаренными детьми и высокомотивированными детьми ЮВАО»

Кицель Татьяна Петровна

учитель истории и обществознания

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В современной школе важно уважать личность ребенка, заниматься с ним не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Терминология, используемая при характеристике познавательных компетенций учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность гениальность.

«Способности- это индивидуальные особенности личности.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность — высшая степень таланта.

Одаренность понимают как системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких результатов, по сравнению с другими людьми.»

Выявление одаренных детей должно начинаться еще с начальной школы, изучая психологические особенности детей, речь, память, мышление. Работа с одаренными и мотивированными детьми должна стать одним из важнейших аспектов деятельности современной школы. Поэтому каждый раз, начиная работать в пятом классе, я всегда обращаю внимание на психологические особенности детей, их интерес, логическое мышление, память. Это помогает мне выделить одаренных, талантливых, мотивированных детей.

Определение одаренных детей:

имеют более высокие по сравнению с другими детьми интеллектуальные способности;

имеют активную познавательную потребность;

испытывают радость от полученного результата, добыванию знаний, умственного труда.

Однако одаренных детей не так много и не каждом классе они есть, а способные детки есть. Поэтому в своей работе с детьми я использую дифференцированный метод, который дает возможность реализовать себя на уроке и во внеклассной деятельности не только способных и одаренных, но и других желающих, способных себя проявить.

Так же в своей работе я использую технологию проблемного обучения. Она предназначена для развития творческого мышления и формирования научных способов познания, имеет инвариантную структуру:

«постановка проблемных ситуации, выдвижение гипотез- формулирование выводов» — применяется в основном к решению практических задач. Эту технологию лучше всего использовать в старших классах, позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальные возможности одаренных детей.

Современное общество требует от школы подготовки выпускника способного адаптироваться к любым условиям, мирного, коммуникабельного и компетентного.

Очень важно изначально определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. « Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества».

Прежде чем говорить о работе с одаренными и высокомотивированными детьми, необходимо определить, о чем собственно вести речь, как заинтересовать и на что направить внимание ученика.

Совершенствование системы работы с одаренными детьми требует дополнительной подготовки учителей с учетом новейших научных достижений и методических разработок, включая не только профессиональный аспект, но и формирование необходимых для работы с талантливыми детьми личностных качеств педагогов.





Современный педагог должен иметь четко сформулированную концепцию, кроме высокого профессионализма он должен обладать широкой эрудицией, способностью к творчеству, обладать высоким уровнем подготовки, высокой культурой и толерантным отношением к людям, а особенно к детям. Одно из главных отличительных черт современного педагога – стремление принять ребенка таким, каков он есть и понять его, учитывая при этом его возрастные индивидуальности.

Критериями эффективной деятельности педагога работающего с одаренными детьми следующие:

- организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

-формирование мотива деятельности;

- использование различных источников знаний;

-обучение детей различным способам добывания и переработки информации;

- личностно-деятельностный подход;

- опора на сильные стороны ученика.

Педагоги имеют возможность презентовать свои работы с одаренными детьми на научно-практических конференциях, семинарах, проектной деятельности.

Чаще всего в своей работе с учениками я использую современные образовательные технологии:

проблемное обучение

исследовательские и проектные методы;

информационно-коммуникативные технологии.

Одним из более продуктивных является учебно — исследовательская деятельность. В настоящее время умения и навыки исследовательской деятельности нужны каждому человеку, а не только определенному ученику.

Важную роль для организации исследовательской деятельности играют внутренние условия, так как наличие мотивации, позволяет ученику эффективно реализовывать поставленные задачи.

В настоящее время учебно-познавательная деятельность представлена разнообразными формами: конференции, олимпиады, турниры, научные объединения учащихся.

Использование учениками телекоммуникации дает возможность исследовать любой уголок нашей страны и не только нашей. Благодаря этому телекоммуникационные образовательные проекты могут быть более интересными. Необходимо как можно больше привлекать детей в научно-исследовательскую деятельность.

Ученики нашей кадетской школы принимают участие во всевозможных конкурсах, конференциях, смотрах, олимпиадах.

Наши кадеты являются победителями всероссийских, международных, окружных конкурсов.

В заключении хочу сказать, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Вместо одномоментного отбора одаренных детей следует направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы.

Литература:

Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №17 (552), 1 – 15 сентября, 2006

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.[1, стр 12 М]., 2002.

Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

5. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.

6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288

7. Ухова Е.В., Кривенко А.В. Формирование информационной культуры педагога. // Информатика и образование. 2007. № 11.