Современные средства контроля знаний учащихся материалы педагогического семинара

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Вознесенский агротехнический техникум»

Современные средства контроля знаний учащихся

(материалы педагогического семинара)

Выполнила: Ермакова Т.М.

При современных темпах развития информации в процессе обучения возникает противоречие, заключающееся в увеличении объема информации при сохранении сроков обучения. В научной литературе все большее внимание уделяется, наряду с вопросами оптимизации процесса обучения, исследованию вопросов контроля результатов этого процесса.

В дидактике термин «контроль» определяют с точки зрения внешней структурной организации процесса обучения как часть этого процесса или его звено. «Своевременность контроля может предотвратить неполадки в обучении и учении, способствовать лучшей организации и регулированию учебного процесса» [30, с.133].

Г.И. Щукина так определяет назначение контроля в деятельности учителя:

- установить подготовленность учащихся к изучению и усвоению знаний;

- получить информацию о характере протекания деятельности учащихся и

выполнении ими самостоятельной работы;

- определить трудности, ошибки учащихся и обусловившие их причины;

- на этой основе выявить эффективность организации, методов, средств

обучения;

- выявить степень правильности, объем, глубину, осознанность, действенность усвоенных знаний и умений [30, с.133].

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности, глубины, объективности контролирования общепризнанна как общая закономерность дидактического процесса. Для её полного практического воплощения необходимо четко очертить понятия, уяснить зависимость между факторами, обусловливающими эффективность контролирования. Нередко понятия «оценка», «контроль», «проверка» смешиваются, взаимозамещаются, употребляются как в одинаковом, так и в различных значениях.

Результат контроля деятельности учащихся – оценка их работы, выражающаяся в отметках, полученных учащимися в результате этой деятельности. По мнению Ш.А.Амонашвили, отношение учащихся к учению зависит в том числе и от системы оценивания результатов учения [4]. В своем исследовании Амонашвили разграничивает суть понятий «оценка» и «отметка», рассматривая оценку как процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемую человеком, в то время как отметка – результат этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальное отражение. Под проверкой и оценкой знаний, умений и навыков учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой [4, с. 12].

Констатировав определенный уровень знаний, умений и навыков, учитель имеет возможность скорректировать дальнейший процесс обучения, давать необходимые советы и указания учащемуся и проявлять свое отношение к его учебным стараниям [4, с.13].

Традиционно понятия «средства оценивания» и «результаты обучения» рассматриваются в рамках контролирующей деятельности учителя. В современных исследованиях, связанных с разработкой новых подходов к обучению, ориентированных на развитие личности учащегося средствами учебного предмета, обращается внимание на необходимость учета всех факторов, влияющих на течение процесса обучения. Важным становится то, как, какими путями ученик достигает ожидаемых результатов, как и когда происходит его переход на качественно новый уровень усвоения учебного предмета. В этих условиях традиционные рамки контроля становятся тесными, не дающими полной информации о текущих изменениях личности учащегося, о том, как происходит овладение общеучебными и специальными умениями, общелогическими, эвристическими и специфическими средствами познания.

Определяя основную тенденцию изменения приоритетных целей образования, ученые отмечают, что эти изменения должны касаться и системы контроля. Содержательную основу контроля должны составлять не только общепознавательные, общеучебные и частнопредметные знания. Подлежат контролю и способы деятельности, и опыт творческой деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения человека к миру, к людям, к себе [1, с.3]

В настоящее время поиск путей локальных изменений существующей системы контроля является частью более общей задачи – разработки такой системы проектирования, получения, обработки и анализа информации о продвижении учащихся в освоении современного содержания образования, которая стала бы реальным механизмом управления и регулирования процессом обучения учащихся.

К традиционным средствам контроля относят:

- контрольные и проверочные работы;

- диктанты и сочинения;

- зачеты и экзамены;

- выполнение чертежей, построение схем, заполнение таблиц и т.д.

Анализ существующей оценочной практики, отраженный в работах отечественных исследователей (В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, В.М.Соколов, Б.У.Родионов и др.) показал, что традиционные средства оценивания результатов обучения не всегда бывают объективными, валидными и надежными. Субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов, полученных с помощью традиционных методик, чаще всего связаны с тем, что предлагаемые материалы для их осуществления не всегда соотносятся с диагностируемыми целями обучения, с установленной нормой. Это объясняет невозможность принятия эффективных решений по совершенствованию процесса обучения, т.к. оценка в этом случае теряет функцию управления качеством обучения. Оценивание результатов контрольных работ является неточным и нестрогим, что связано, по мнению ученых, с отсутствием критериев оценки выполнения таких работ – при оценивании преподаватели исходят из различных соображений и критериев. В сложившейся практике оценивания отсутствует общепринятый алгоритм для установления однозначного соответствия и присвоения некоторого числа конкретному проявлению оцениваемого объекта (качества).

Отсутствие единой критериальной основы оценивания предметной подготовки учащихся оставляет учителю некоторую свободу в самостоятельном определении норм оценивания. Вместе с тем, относительность отметок нельзя рассматривать исключительно как следствие расплывчатости критериев оценивания, отсутствия четкой нормативной базы и т.д. Во многом она обусловлена самими принципами функционирования школы. К ним относятся: принцип положительного оценивания подавляющего большинства учащихся и принцип ориентации на внутриклассную, внутришкольную статистическую норму знаний при выставлении отметок. По мнению Г.А. Стрюкова, именно эти принципы определяют общепедагогическую закономерность: «чем ниже уровень знаний, тем мягче оценка» [24, с. 12-17].

При соблюдении некоторых условий (диагностическое описание целей; определение критериев оценки; установление механизма (правила) оценивания) традиционные средства обучения могут быть преобразованы в современные средства оценивания результатов обучения.

К ним относятся:

Педагогический мониторинг (Monitor – напоминающий, надзирающий). «Под мониторингом понимается отслеживание состояния объекта и фиксация проблем, осуществляемые на основе систематизации и обработки, прежде всего, существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений прогнозирования тенденций и выработка рекомендаций по корректировке развития объекта мониторинга» [11, с.4]. Т.о., педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. В зависимости от направленности обследования различают характер мониторинга: констатирующий или сравнительный, диагностический и пролонгированный.

Портфолио. В педагогике портфолио рассматривают как способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьника в определенный период его обучения, т.е. портфолио – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Выделяют несколько функций портфолио: накопительная, модельная, диагностическая, рефлексивная. Цели портфолио:

- выявление объективно существующего уровня владения умениями и

навыками;

- выявление пробелов в подготовке;

- выявление трудностей усвоения;

- выявление положительных мотивов учения;

- выявление интереса к предмету;

- развитие мыслительной деятельности;

- выявление образовательного результата и динамики личного роста

(приложение 1).

Педагогический тест – система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения тестируемого.

Рейтинговая система оценивания. «Rating» – оценка, техническая мощность, индивидуальный коэффициент. В педагогической литературе существуют следующие трактовки этого понятия: рейтинг – метод психолого-педагогических и социологического исследований; неотъемлемый компонент модульной системы обучения; процедура определения места учащегося на основе различных данных, собранных о нем; индивидуальный показатель оценивания). Рейтинговая система оценки в отличие от традиционной позволяет учитывать все виды учебно-познавательной и творческой деятельности учащегося за счет накопления набранных им баллов (приложение 2).

Процедура начисления баллов требует серьезной подготовительной работы учителя на этапе проектирования учебно-воспитательного процесса. Сюда входят постановка целей и их описание в виде наблюдаемых результатов обучения; разработка системы заданий разного уровня сложности, охватывающих содержание изучаемой дисциплины, и оценка результатов их выполнения в баллах; описание других видов деятельности ученика по освоению учебного материала и выражение их в баллах, определение сроков выполнения различных видов заданий; построение шкалы перевода суммарного коэффициента в школьную оценку на основе экспертных методов и т.д. Осуществление рейтингового контроля требует фиксации всех видов деятельности учащихся в специальном журнале или на магнитных носителях с указанием даты, вида контроля, характера заданий (проверяемых умений) и полученных учеником баллов.

Таким образом, контроль и оценка деятельности учащихся заключаются в выявлении и сравнении на том или ином этапе обучения результатов деятельности с требованиями, заданными программой. Совершенствование оценочного компонента обучения стало одной из наиболее актуальных проблем, вокруг которой разворачиваются новые дискуссии и в связи с которой рассматривается большой круг вопросов совершенствования процесса обучения в целом.

Список литературы:

12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования/Под ред. В.С.Леднева, Ю.И.Дика, В.А.Хуторского. – М.: 1999

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий – М.: 2002

Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М.: 1994

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.:Педагогика, 1984

Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – М.:2000

Беспалько В.П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. – М.: 1960

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: издательство Московского психолого-социального института, 2002

Бешенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2004

Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. – Ростов-на-Дону, 2001

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. – М.:1991

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: 1994

Колягин Ю.М.Задачи в обучении математике. – М.: 1977

Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: 1975

Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Академия, 2004

Курсовая работа по методике преподавания технологии: методические рекомендации. – Н.Новгород, 2000

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: 2002

Перевощикова Е.Н. Формирование диагностической деятельности у будущих учителей математики. – Н.Новгород, 2000

Под ред. Симоненко В.Д. Методические рекомендации к проведению уроков. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2006

Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2002

Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М.: 1984

Программы образовательных учреждений. Технология. – М.: Просвещение, 2000

Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся: Исследование на материале учебного предмета химии. – М.: Педагогика, 1982г.

Словарь терминов. – М.: 2001

Стрюков Г.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся. – М.: Педагогика, 1995. № 6

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: 1984

Хлебников В.А.,Михалев Ю.Б., Михалева Т.Г. и др. Проблемы стандартизации понятий и терминов педагогического тестирования. М., 2002

Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. –М.: 2002

Школа и производство, № 5, 2002

Школа и производство, № 8, 2003

Шмелев А.Г. Термины единого экзамена. – М.: 2001

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1979г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный перечень разделов портфолио учащегося.

В структуру портфолио входят разделы, содержащие рубрики, которые, в свою очередь, включают рабочие материалы. Портфолио любого типа имеет основные разделы: «Портрет» — раскрывает личность и интересы учащегося; «Коллектор» — собираются материалы практических занятий; «достижения» — содержит работы, получившие оценку или самооценку; «Творчество» — работы, выполненные в классе или дома; «самооценка».

Портфолио по теме «………». Класс — ….

Тесты

1)Входной тест – определение готовности ученика к учебной деятельности;

2)Тест 1

3)Тест 2

4)Тест 3

5)Тест И (итоговый по теме);

6)Контрольная работа по теме.

Профиль ученика. (Содержит лист с основными знаниями и умениями по теме)

Сильные стороны:……………………………………………………………

Слабые стороны ученика по результатам входной диагностики:…………

Вывод: в чем мне нужна помощь…….

Уровень сформированности умений – экран, отражающий динамику становления умений по результатам тестирования (текущая диагностика, итоговая диагностика);

ЗУН

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест И

Контр.раб.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1)

///

///

///

2)

///

///

///

…….

n)

///

Сильные стороны:…..

Слабые стороны ученика:…..

Вывод: в чем мне нужна помощь ………

Таблица заполняется учеником по результатам выполнения тестов после проверки их учителем

Самооценка

Лист самооценки вкладывается в портфолио после каждого параграфа:

1)Что я должен згнать, чему научиться….

2)Знаю ли я это…..

3)Понимаю ли я это…….

4)Как использовать (применять) это….

5)На уроке мне было неясно……..

Вывод: в чем мне нужна помощь……

IV.Письменные творческие работы:

1)Контрольная работа по теме; работа над ошибками; самоанализ;

2)Проект по теме программы

Способы оценивания портфолио:

- таблица ПСВ (Положительно. Советы. Вопросы)

- таблица ДВП (Достоинства. Вопросы. Пожелания)

- таблица ИТОГ (Интересные, впечатляющие моменты. Темы, которые

раскрыты наиболее полно и обоснованно. Общие

советы, рекомендации. Главные выводы)

- трансфертный лист

Я считаю, что …….

(мнение о портфолио)

Особенно удачным является …….

(достоинства, за что надо похвалить)

В то же время я посоветовал бы …..

(рекомендации)

Не кажется ли тебе, что …….

(основные замечания)

Работу читал: ……………. Работу писал: ……………………

- произвольная письменная рецензия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Пример рейтинговой оценки деятельности учащегося

на учебных занятиях.

Вид контроля

Число занятий

Форма отчетности (вид деятельности)

Число рейтинговых заданий

Оценка в баллах за одно задание

Общее количество баллов

1.Входной (в начале четверти)

1

Выполнение теста

2.Текущий

…….

…..

…..

…..

3.Рубежный

2

Комплексная работа;

Проект

И т.п.

Итого

Суммарный (итоговый) рейтинг по дисциплине вычисляется по формуле:

Р = Рвх. + Ртек. + Ррубеж. + Ринд. , где

Р – итоговый рейтинг;

Рвх – входной рейтинг;

Ртек — текущий рейтинг;

Ррубеж. - рубежный рейтинг;

Ринд. - рейтинг индивидуальной работы.

Итоговая оценка может выставляться на основе шкалы перевода баллов:

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично



Страницы: 1 | 2 | Весь текст