Современные школьники и классическая литература разрыв во времени

Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени



Есть определённая проблема в обучении литературе современных школьников: они изучают литературные произведения писателей прошлого и позапрошлого века, где присутствуют многие незнакомые им реалии. Это не только предметы устаревшего быта, функции и название которых незнакомы детям, такие, например, как сани, лапти, коромысла – предметы крестьянского быта 19 века и т.д., это и реалии социальной жизни людей прошлых веков. Зачем франт Онегин надевает на прогулку широкий боливар? Почему Герасим не ушёл от барыни, когда она потребовала утопить его любимую собаку? Почему Базаров не сразу подал руку Кирсанову? И в самом деле, почему? Мысль о том, что дворянин может отказаться пожать руку врачу-разночинцу не потому, что имеет к нему какую-то личную неприязнь, а потому, что не считает его себе равным, им не приходит в голову. Парадоксально, но в данном случае даже живая наблюдательность и сметливость, которые выручают современных детей и подростков в жизни, не могут помочь им. Дети базируются на своём опыте и на своём знании жизни, которые они считают неизменными и вечными. Всегда были компьютеры, телефоны и автомобили. Всегда были многоэтажные дома и всегда девушки носили джинсы. А если их где-то и не было, то надо было быстренько изобрести и всё! Мысль о том, что для того, чтобы и девушки и юноши надели джинсы, нужно было не только наладить производство этой удобной и демократичной одежды, но и необходимы были грандиозные социальные перемены, пока очень от них далека. Но присутствие в тексте литературного произведения вещей из прошлого – это ещё полбеды. Дети ещё могут воспринять необходимость ездить на санях, а не на метро, освещать комнаты свечами, а не электричеством как забавную игру, своеобразный маскарад. А вот социальные реалии им объяснить куда сложнее. В доброжелательной и весёлой книге американского писателя Г. Шмидта «Битвы по средам» приведена такая трагикомическая ситуация. Её герои – учительница и её двенадцатилетний ученик не могут найти общего языка относительно пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта», которую мальчик изучает самостоятельно, вне школьной программы по настоянию учительницы, которая хочет приобщить неглупого и независимо мыслящего подростка к любимой ей классической литературе. Результат оказался неожиданным: ученик проникся к героям презрением за их пассивность и склонность к суициду. По его мнению, они должны были бы бросить своих родителей с их враждой и старозаветными идеями и сбежать в другой город. То, что такой простой выход был недоступен юным героям Шекспира, потому что и их мир, и они сами отличались от мира Америки 60-х годов 20 века, он не подозревает! Есть немало примеров и из отечественной педагогической практики, когда современные школьники упрекали в слабохарактерности и пассивности Катерину из «Грозы», которая не сбежала от нелюбимого мужа и сварливой свекрови, не подозревая о том, что это поставил бы женщину не только вне закона, но и против привычных ей правил морали. Что же делать учителю, чтобы не происходило таких случаев? Искать качественную научно-популярную литературу о быте и нравах эпохи, к которой принадлежит произведение, которое изучается вместе с детьми, конечно. Но всегда ли нужные сведения легко найти? В тех случаях, когда такие работы есть, алгоритм может быть таким: подготовить литературу и выбрать учеников, которым будет предложена почётная роль экспертов по эпохе. Хорошим подспорьем для изучения «Евгения Онегина» могут послужить труды Лотмана. Основываясь на них, можно подготовить экспертов по дуэльному кодексу (их роль больше подойдёт мальчикам) и по светскому этикету (тут могут быть хорошими помощниками девочки). Не стоит оставлять без внимания непонятные для учеников моменты, особенно если они важны для понимания основного конфликта произведения и характеров героев. Например, изучение дуэльного кодекса пушкинской эпохи поможет понять причины пассивности Онегина, который не пытается помириться с Ленским. Онегин следует правилам дуэльного кодекса, по которым после вызова дуэлянты не имеют права общаться, кроме как через секундантов. Кроме сообщения сведений об эпохе может помочь и погружение в атмосферу эпохи. Если дети смогут послушать современную автору книги музыку, увидеть картины той эпохи, познакомиться с популярными в ту эпоху книгами, им будет легче почувствовать стиль и дух времени.