Современность музыки

Современность в музыке.

учитель музыки МАОУ СОШ№3

Дермелева А,

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем

ранее они начнут испытывать его на себе, тем

лучше для них».

В.Г.Белинский

Искусство – это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека – ребенка или взрослого. В возможности подобного воплощения как раз и заключается социальная необходимость и уникальное общественное предназначение искусства. Предмет художественного творчества втягивает воспринимающего в ситуацию, воссозданную в произведении, заставляет его жить в ней, вступать в сотворческое переживание, воссоздавать в своей душе мир настроений, чувств и мыслей автора, будь то роман, картина или симфония.

Мы начинаем думать, переживать, сочувствовать в том случае, когда предмет искусства задел нас за живое, вызвал интенсивные сопереживания. Если этого нет, если наше художественное сознание не оказалось втянутым в процесс восприятия, мы относимся к произведению как ко всякой внешней информации.

искусство ненавязчиво и исподволь оказывает воздействие на духовный мир школьника, его внутреннюю культуру. Оно призвано утверждать человеческое в человеке, обогащать и возвышать душу.

«Урок музыки – урок искусства» — основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий. Конечный результат урока музыки – настроения, впечатления, нравственно-эстетические переживания.

Современная музыка и классика. Время вносит в программу по музыке свои коррективы. Появляются новые направления в музыке, жанры, которыми увлечены ребята, и приходится прислушиваться и к их мнению и запросам. Но это не говорит о том, что роль классической музыки должна быть принижена. В настоящее время существует огромное количество аранжировок классических произведений, и на моих уроках звучит классика, как в оригинале, так и в аранжировке. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений. Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества.

Остановлюсь на особенностях программы, составленной мной для развития у школьников интереса к классической музыке.

На своих уроках я часто использую классику в современных аранжировках. Это, на мой взгляд, стирает грань между классической музыкой и современной.

Музыкальное образование школьников, формирование их эстетических вкусов – процесс сложный. Проведенное мной анкетирование выявило, что подавляющая часть старшеклассников являются приверженцами популярной музыки. А в работе с приверженцами чего-то прямым, лобовым натиском на объект их поклонения невозможно добиться положительных результатов.

По мнению ребят, учитель преследует единственную цель – «опорочить популярную музыку и навязать уважение к классической». Поэтому перед учителем стоит сложнейшая задача: помочь учащимся разобраться в водовороте окружающей музыки, убедить в действительном превосходстве классики над развлекательной эстрадой, нисколько не умаляя значение современной музыки привить любовь к классической и доказать современность последней.

Более полно тема «Современность в музыке» раскрывается в 7 классе, но подготовка к этим урокам начинается намного раньше.

После прослушивания песен протеста и борьбы в 5 классе я задаю вопрос:

- современна ли была эта музыка, если имела такую огромную силу воздействия на слушателей? А сейчас, когда в мире так не спокойно, понятны ли нам мысли и чувства, которые передали в своих песнях Ганс Эйслер, Микис Теодоракис ? А если они понятны, то современны ли они нам? И ребята приходят к выводу, что да, современны, и при повторном прослушивании уже совершенно по другому воспринимают эту музыку. Чтобы усилить эффект даю послушать песни, в исполнении солдат, прошедших Афганистан и Чечню. При сравнении ребята находят много общего: тревожный характер, печаль о погибших друзьях, призыв к борьбе.

На одном из уроков в 6 классе без предварительной беседы даю послушать «Полонез» Огинского. Без труда ребята называют два образа: нежность и волнение. В беседе подвожу к тому, что нежное чувство к Родине и волнение за ее будущее близко и нам, то есть музыка Огиньского современна нам. И конечно же при каждом удобном случае даю повторное слушание произведений в современных аранжировках. Приведу пример урока в 5 классе по теме «Творчество Вольфганга Амадея Моцарта», на котором переплелись прошлое и современность.

Тема: Сила музыки Моцарта.

Цели: 1. Дальнейшее знакомство с творчеством Моцарта. Закрепить понятие

«рондо», великий стиль. Добиваться выразительного исполнения песен

Моцарта.

2. Развивать умение учащихся общаться с образцами современной

музыки, в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.

3. Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса,

желания слушать и исполнять музыку классиков; воспитывать

желание слушать классическую музыку, как в аранжировке, так и в

подлиннике.

Ход урока.

1. Повторение муз. материала предыдущего урока. «Рондо в турецком стиле» — слушание.

— Назовите композитора, написавшего эту музыку.

— Дайте определение музыкальной форме «рондо».

— Какое впечатление произвела на вас эта музыка? ( Музыка празднично-веселая, танцевальная.)

2. Сегодня на уроке вновь звучит музыка Моцарта. Прозвучат и знакомые вам произведения композитора, и новые, ранее не звучавшие у нас на уроках. Тема нашего урока: сила музыки Моцарта. В чем современность Моцарта? Задача, которая перед нами стоит, выяснить, почему и как музыка Моцарта воздействует на человека. Выяснить особенности его творчества.

— Творчество Моцарта относится к школе «венских классиков». Что это такое?

Венский стиль сложился во второй половине 18 века в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена. Академик Асафьев писал: «В этой музыке главное – свет, ясность контуров и легкость конструкций, а психологическом плане наивное чувство и неприхотливый юмор».

— Действительно, слушая музыку Моцарта, мы ощущаем легкость, теплоту и свет, которую она излучает. Сейчас прозвучит фрагмент сонаты Моцарта, вслушайтесь в эти звуки, и вы услышите все то, о чем говорил Асафьев: свет,

легкость, ясность. (Выслушать впечатления детей после прослушанного произведения).

— Когда мы познакомились с песнями Моцарта, я просила нарисовать музыку.

Посмотрите, какие рисунки получились. Они полны тепла, света, нежности. Давайте озвучим ваши произведения.

«Колыбельная» — исполнение. Работа над выразительностью. (Мягкий звук, без крика).

- Сегодня на уроке прозвучит еще одна песня Моцарта. Прозвучит она в исполнении фортепианного ансамбля. Это «Весенняя песня». Сравнить ее с колыбельной. (Более быстрый темп, слышится призывность, но такой же мягкий звук, нежность и легкость. Разучивание песни и исполение.

Вывод: Венский стиль – какая музыка по характеру? (легкая, светлая, ясная.)

- Сейчас прозвучат фрагменты двух произведений: Чайковского и Моцарта.

Определите по стилю, кому какое принадлежит.

3. Сообщение о творчестве Моцарта. (Может быть подготовлено одним из учеников). Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий и щедрый талант дал порази-тельные результаты. Несмотря на непрерывную концертную деятельность с шестилетнего возраста он создал за свои 36 лет очень много произведений: около 50 симфоний, 19 опер, «Реквием», сонаты и другие произведения.

Огромную художественную ценность представляют его оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», « Волшебная флейта». Они пользуются неизменным успехом уже два столетия.

Поразительный талант Моцарта, его ранняя смерть, привлекли внимание не только современников композитора. О нем пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки. Напомните мне рассказ Паустовского, в котором Моцарт и его музыка были главными действующими лицами? (Старый повар).

Сегодня вы познакомитесь еще с одним литературным произведением о Моцарте. А.С.Пушкин написал маленькую трагедию «Моцарт и Сальери».

Прочитать или разыграть с заранее подготовленными детьми сцену из трагедии. В сцене звучит «Лакримозо» из «Реквиема».

А ведь Моцарт оказался прав: гений и злодейство две вещи не совмести-мые. Сальери был музыкантом, пусть не таким гениальным, как его ученик Моцарт, и немного завистлив, но он не виновен в смерти Моцарта, в которой его долгое время обвиняли. Даже музыка Сальери была под запретом. Сейчас научно доказана его невиновность. Моцарт был неизлечимо болен и Сальери не имеет к его смерти никакого отношения.

Прочитать стихотворение «Сальери».

Мы, благодаря Пушкину, получили возможность окунуться в эпоху, в которой жил и творил великий Моцарт. Сегодня мы услышали одно из лучших его произведений – «Реквием».

Реквием – это хоровое произведение траурного плана. Написано на латинский текст из Библии в память об умершем человеке. Но реквием Моцарта далеко выходит за рамки церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям.

Представьте на минуту, что Моцарт поменял местами два произведения, и «Реквием» звучит в характере «Рондо». Красива ли такая музыка? Из музыки исчезла правда и исчезла красота. Так в чем же сила музыки? Почему она воздействует на человека? (Сила музыки в правдивом отражении жизни).

Одной из важнейших особенностей всех выдающихся композиторов является широта их взглядов на мир, и поэтому широта жизненного содержания их произведений. В творчестве Моцарта есть музыка и глубоко трагичная, способная вызвать у слушателя горькую, печальную слезу, и музыка, вызывающая добрую улыбку. Хотелось ли вам улыбаться, когда слушали «Рондо», «Весеннюю песню»? Почувствовали ли вы печаль «Реквиема»? Значит музыка на вас оказала воздействие. Ну, а если вам понятны мысли и чувства, которые передал через столетия Моцарт, можно ли назвать его музыку современной?

Настоящее искусство вечно. Многие современные музыканты обращаются к творчеству Моцарта. Появляются современные аранжировки его музыки.

Послушайте композицию американского музыканта Daddy Roach, в которой он отдает дань уважения Моцарту, и восхищается его творчеством. Он поет в стиле «реп». Как интересно звучит музыка, в которой соединяются классическая музыка и современный реп. Интонации какого произведения Моцарта вы услышали? («Реквием»). Так современна ли музыка Моцарта?

Закончить урок мне хочется словами Аристотеля: «Музыка способна оказывать известное воздействие на эстетическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

— Как вы понимаете слова Аристотеля? Мне очень хочется, чтобы уходя с урока вы унесли с собой частичку великого Моцарта, заряд его энергии, и даю вам возможность послушать фрагмент «40 симфонии» в исполнении английского королевского рок.оркестра.

Так постепенно, из года в год, из урока в урок, готовлю ребят к главной теме 7 класса «Что такое современность в музыке». Чтобы понятнее было, как на уроках музыки я раскрываю эту тему, приведу нечто вроде конспекта краткого курса по теме «Современность в музыке».

Говорить о современной популярной музыке начинаю с бесед о джазе, творчестве Била Хейли, Элвиса Пресли, «Биттлз». То есть о всех тех, кто стоял у истоков современной популярной музыки. И обязательно особое место уделяю классике. На каждом уроке методом сравнения ребята приходят к тому, что находят много общего в творчестве композиторов прошлого и современности. Например, сравнивая музыку Баха и Пита Сигера, ребята приходят к тому, что и Бах и Сигер помогали людям ощутить в себе чувство человеческого достоинства, силу своего духа и право на равное положение всех людей в обществе.

Огромное воздействие на ребят оказывает «Лунная соната» Бетховена. Мужественный, печальный, трагический характер первой части сонаты подсказывает им имя композитора. Ребята знакомятся с историей появления этого произведения, а затем слушают ее в современных аранжировках: и в песне М, Шуффутинского (во вступлении звучит мотив сонаты), и в композиции Daddy Roach, и исполнении английского королевского рок.оркестра.

На вопрос «Современна ли музыка Бетховена» получаю утвердительный ответ.

Это одно из любимых произведений ребят. Когда на заключительных уроках я предлагаю послушать музыку пожеланию, то неизменным одним из первых называется «Лунная соната».

Так постепенно происходит привыкание к классической музыке как к современной. Одновременно с музыкой Баха, Чайковского, Шопена, Рахманинова на уроках я знакомлю ребят с разными направлениям направлениями в музыке. Начинается это знакомство с джазовой музыки. Этой теме я посвящаю не один, как это идет по программе, а два урока. Кроме того фрагменты джазовых композиций звучат и на последующих уроках. Первый урок по теме – вводный. На нем я знакомлю ребят с особенностями джаза и выделяю его характерные черты (импровизация, схема джазовых композиций, состав джазового оркестра), рассказываю историю его появления. На этом уроке будет звучать зарубежная джазовая музыка, так называемый «черный» джаз. Знакомлю с оркестром под управлением Луи Армстронга. Особенность – негритянская манера исполнения. Как пример «белого» оркестра даю послушать музыку Бенни Гудмена.

Тема второго урока – «Джаз в России». Цель – познакомить с лучшими образцами русской джазовой музыки. Приведу краткое содержание урока.





- «У нас полюбили джаз, полюбили какой-то запоздалой, нервной любовью» — писали И.Ильф и Е. петров в одном из фельетонов 1934 года. Признание сатириков соответствовало действительности: в ту пору джаз распространился с огромной быстротой, вытесняя все бытовавшие до него виды музыки. Начав с концертной эстрады, он получил постоянную прописку в фойе кинотеатров, в ресторанах, парках, цирках. Тон задавали ведущие коллективы, которыми руководили А. Цфасман, Л. Утесов, Я. Скоморовский и другие. Перед джазовыми музыкантами встал ряд проблем, без решения которых невозможно было двигаться дальше. Наиболее важной задачей было в то время овладеть мастерством исполнения джазовой музыки, научиться строить джазовые фразы, научиться искусству импровизации. На этом уроке звучит музыка из кинофильма «Веселые ребята», «Вальс» из К/Ф «Волга-Волга» Дунаевского (Ленинградский джазовый оркестр). Песенный материал тоже связан с джазом.

Разучиваются песни «Старый рояль» и «33 коровы».

Вывод ребята делают сами: джаз – легкая музыка, и пусть мода на нее уже прошла, но слушать ее приятно, а после бесед о джазе она стала понятнее и ближе. Я добавляю, что джазмены внесли ощутимый вклад в развитие музыкального искусства. На их творчестве выросли многие известные музыканты, которые тоже оставили свой след в мировой музыкальной культуре.

Следующий урок –«Элвис Пресли – король рок-н-ролла». Цель: пробудить интерес к рок-н-роллу, познакомить с новым направлением в музыке и, пожалуй, с самым легендарным исполнителем в истории рок-н-ролла. На уроке заранее подготовленные ребята дают биографическую справку, затем звучит музыка Элвиса Пресли. За свою жизнь он записал огромное количество пластинок, расходившихся огромными тиражами. Они покоряли слушателей своей энергией, напором, новизной. Слушая сейчас записи Элвиса Пресли далеко не сразу можно понять, почему его песни вызывали столько скандалов,

ожесточенных споров. Одной из причин было то, что голос Пресли был слишком похож на голос чернокожих певцов. Во вторых часть публики раздражало то, что непонятно было, какую музыку он поет. Это была смесь церковного пения, блюза, кантри, ритм-энд-блюза. Пресли пел немало песен из репертуара чернокожих певцов, но резко усиливал чувственность. Он пел свои песни, и именно это помогло завоевать сердца миллионов слушателей во всем мире.

Урок «Ливерпульская четверка» продолжает знакомить ребят с выдающимися музыкантами мира. Без предварительной беседы даю послушать одну из лучших песен Биттлз “Yestuday” в современной аранжировке. Красива ли музыка? Современна ли она? Да, получаю утвердительный ответ. Песня «Вчера» появилась в 1965 году. На сегодняшний день она выдержала уже свыше тысячи версий. Она дала «Биттлз» новых слушателей всех возрастов. На уроке “Yestuday” прозвучит вокализом, прозвучат и другие песни этой легендарной группы. Как легендарный Орфей оживлял своей музыкой камни, так и простые парни из рабочего предместья Ливерпуля заставляли таять сердца всех людей, которые хоть раз слышали песни «Биттлз». Именно это группа стояла у истоков современной поп-музыки.

И наконец рок-музыка. Это наиболее популярный жанр среди ребят. К сожалению в школьной программе не отводится этой теме ни одного часа, но это очень большая область современной музыки чтобы о ней не говорить.

Начинаю разговор с рок-н-ролла. Это начальная форма рока. Возник в середине 50-х годов 20 века. Вначале рок-н-ролл утвердился как музыка тинейджеров. Это была музыка для танцев, под которую можно было слоняться по улицам, простенькие любовные песни с более или менее выделяющимся ритмом. Этот начальный период сменился золотым веком тинейджерской музыки. «Биттлз», Боб Дилан, Элвис Пресли, рок-н-ролл и тинейджерский «поп» смешались с блюзом, соул, фолком – и результате музыка стала захватывающей, отражающей реальность и слушательская аудитория должна была превратиться в нетанцевальную (раньше под музыку можно было танцевать). Так в результате слияния ритмики и активности тинейджерского рок-н-ролла с мелодичностью поп-музыки возник РОК.

Вершиной рока того времени было творчество фолкрокового композитора и исполнителя Боба Дилана в США, и рок-групп «Биттлз» и «Роллинг Стоунз» в Великобритании. Единство поп и рок-музыки продолжалось недолго, но разграничение происходило довольно медленно. Группы производили альбомы из долгоиграющих пластинок, объединенных одной идеей. Музыка предполагала длительные репетиции в студиях, отличалась богатым звучанием. Она стала нетанцевальной. Именно в этот период музыка достигла высокой степени политизации. Вот пример одной из песен Боба Дилана:

Эй, хозяева войн, пушек всех короли,

Самолетов бароны и напалма цари!

Вы укрылись за стены контор и дворцов.

Но сквозь маски и камень я смотрю вам в лицо.

Все, что создали вы,- это кровь и пожар.

Я игрушка для вас, я – дешевый товар.

Этот период характеризуется возникновением «андерграунд-рока» (подпольный).

Даю послушать композиции групп «Пинк-флойд», «Лед Зеппелин».

Второй период разграничения отличается окончательным утверждением стилей. Классический рок перестал удовлетворять запросы тинейджеров. В тинейджеровской музыкальной культуре к концу этой стадии образовался вакуум, который начал заполняться группами панк-рока, а в поп-музыке альтернативно нетанцевальному «классическому» року появилась танцевальная диско музыка.

Хард-рок (тяжелый) был частью западной молодежи. Необыкновенно мощный, режущий, металлизированный звук словно символизировал реальность цивилизации, с которой музыкантам предстояло примирить собственную музыку. Невероятная тяжесть хард-рока в сочетании с быстрым темпом некоторых композиций вызывает ощущение скандала, погрома, вводит в заблуждение многих, считающих, что хард-рок – музыка бунтующей молодежи. На самом деле проблемы волнуют музыкантов прежние. Вот, например, текст одной из лучших композиций группы «Дип Перпл»:

Милое дитя, со временем ты увидишь линию,

Прочерченную между хорошим и плохим,

Увидишь слепца, стреляющего в мир

Пули летят собирать жатву…

Если ты был плохим (а ты, конечно, был плохим)

И тебя еще не достал горячий свинец,

Лучше закрой глаза, пригни голову и жди,

Пока в тебя не попадут рикошетом.

Процитированные 8 строк – весь текст композиции, звучащей 10 минут. То есть текст имеет второстепенное значение. Он лишь ключ к пониманию того, что хотят выразить его авторы, прежде всего, инструментальной музыкой. Голос певца превращается в один из музыкальных инструментов. Не важно, что поет певец, важно как поет. Если раньше рок-певец должен был красиво и разборчиво произнести текст, то хард-роковый певец с огромной экспрессивностью воспроизводит мелодию, и насколько позволяла возможность, сообщал слушателям текст. А возможность, как правило, не позволяла, поскольку просто не возможно было перекричать инструментал. Звучит музыка американской группы «Кисс», австралийской Эй-Си/Ди-Си.

Главная черта хард-рока это способность производить чисто физиологическое воздействие на слушателей, возбуждать желание активной деятельности.

Сейчас многие ребята, интересуются электронной музыкой. Особо актуален стиль именуемый пост-хип-хопом, инди-хип-хопом или просто новым хип-хопом. Инди (independent) означает независимый. Что выражается главным образом в музыке. Хотя свою основную функцию эта музыка, конечно, не потеряла: в ней есть и бит и сэмплирование, но теперь музыканты не ограничиваются скромными гитарными переборами или синтезаторными пассажами – они используют и шум, и куски радио-передач, и чужие, поставленные с ног на голову, поп-песни, и всякие звуки, о происхождении которых догадаться вообще не возможно. Фантазия новых рэперов безгранична. Это странная, ритмичная или абстрактная, музыка в сочетании с виртуозной читкой. Кроме того, появились и чисто инструментальные треки. Несмотря на отсутствие в них рэпа, они вовсе не звучат как бесконечно тянущийся громкий бит. Инструментальный хип-хоп интересно слушать, современная электронная музыка в нём может быть замешана с какой-нибудь классической музыкой. Очень интересно слушаются композиции, в которых соединяются реп и классика: например в композициях Daddy Roach можно услышать мелодии Бетховена («Лунная соната»), Моцарта («Lakrimozo»), Бородина («Улетай на крыльях ветра»). Эта музыка, по просьбе ребят звучит на заключительных уроках.

Из современных направлений поп-музыки предлагаю послушать музыку в стиле «эрен би» (Каламбия пикчерз), то, что сейчас на слуху у ребят, и они сами составляют характеристику стиля.

Говоря о рок музыке, я предупреждаю ребят о возможном негативном воздействии, и привожу пример воздействия музыки на воду, а поскольку человек почти на 80 процентов состоит из воды, то наглядно видно, как музыка воздействует и на человека. Фотографии и информация, которую я использую, отображают работу Масару Эмото, творческого и мечтательного исследователя из Японии. Мистер Эмото опубликовал важную книгу: «Сообщение воды», основанную на его исследованиях.

У воды есть очень важное сообщение для нас. Вода предлагает заглянуть нам поглубже в нас самих. Когда мы смотрим в себя через зеркало воды, сообщение удивительным образом проявляется и становится кристально чистым. Мы знаем, что жизнь человека напрямую связана с качеством нашей воды, вне зависимости внутри или снаружи нас. Если у вас есть какие-то сомнения насчёт того, что ваши мысли противоречат всему внутри и снаружи вас, информация и фотографии, предоставленные здесь и взятые из книги, изменят ваши мысли и убеждения. Эмото на практике доказал, что энергетические вибрации человека, мысли, слова, идеи и музыка воздействуют на молекулярную структуру воды, той самой воды которая составляет 80 процентов тела человека. Вода является источником всей жизни на нашей планете, её качества и целостности и является жизненно важной для всех форм жизни. Тело человека — как губка, состоящая из триллионов камер, называющихся клетками, которые хранят в себе жидкость. Качество нашей жизни напрямую зависит от качества нашей воды.

Вода очень податливая субстанция. Её физические очертания легко подстраиваются к любой среде, где она находится. Но её физический внешний вид не единственная вещь, которая меняется; её молекулярная структура тоже меняется. Энергия или вибрации окружающей среды могут изменить молекулярную структуру воды. В этом смысле, вода реагирует не только физически на окружающую среду, но и молекулярно.

Эмото визуально задокументировал эти молекулярные изменения в воде используя специальные технологии фотографирования. Он замораживал капельки воды и затем изучал их под сильным микроскопом, который имел встроенную фотокамеру. Его работа наглядно продемонстрировала различия в молекулярной структуре воды и её взаимодействия с окружающей средой. Эмото обнаружил много очаровательных и удивительных различий в кристаллической структуре воды, взятой из различных источников и из разных условий со всей нашей планеты. Вода из древних горных потоков и ключей была прекрасно сформирована геометрически. Загрязнённая и токсичная вода из индустриальных и загрязнённых областей и застоявшаяся вода из водопроводов и водохранилищ имела определённо нарушенную и случайным образом сформированную структуру. С нарастанием популярности музыкальной терапии, Эмото решил посмотреть какой эффект оказывает музыка на структуру воды. Он поставил дисцилированую воду между двух колонок на несколько часов, и потом сфотографировал кристаллы, которые получились после замораживания. Эти фотографии показали невероятные изменения воды, как живой организм, ответственной за каждую нашу эмоцию и мысль. Совершенно ясно, что вода легко меняется под воздействием вибраций и энергий в окружающей среде, несмотря на то, что это токсичная и загрязнённая или девственно чистая среда.

В Японии опубликованы удивительные фотографии, на которых представлена музыка, запечатленная в воде. Их автор — президент Токийского института общих проблем доктор Эмото Масару. Ученый разработал следующую технологию: он дает воде «прослушать» мелодию Моцарта, Бетховена или Баха, после чего эту жидкость замораживает и получает изображение. Выяснилось, что оно у каждой мелодии индивидуальное. И, по утверждению Масару, во всех экспериментах каждое из них точно повторяется. Общим является одно — полученные снимки всегда красивы, гармоничны и строго симметричны. Вот только изображение музыки Шопена, любимого композитора японского ученого, получилось не цельным, а разбитым хотя и на изящные, но мелкие кристаллы.

И уж совсем шокировал Эмото Масару «портрет» металлического рока — сплошной хаос. Большое значение в музыке, особенно в песнях имеет текст. Еще одна галерея, созданная Масару, — изображения слов. Такие из них, как «благодарю», «красота», «любовь», «душа», «ангел», «мать Тереза» — радуют глаз изысканным орнаментом. Совсем иная картина с фразами типа «мне больно», «ты дурак», «Адольф Гитлер»или «я тебя убью» — их изображения чем-то напоминают изображение металлического рока.

Снимки Эмото Масару дают возможность интерпретировать многие удивительные, непонятные и даже курьезные явления. Например, ученые давно заметили, что классическая музыка способствует ускоренному росту растений, увеличивает надои молока у коров. Зато современные ритмы оказывают на них угнетающее воздействие. Теперь эти феномены становятся понятными, если учесть, что все живое на 80% состоит из воды. Может быть, музыкальные ритмы меняют структуру воды в организме? А тогда почему бы не попробовать превращать обыкновенную воду в целебную? Снимки Масару рождают и другие вопросы. Ну хорошо, вода запоминает ритм, но почему столь неприглядно выглядят » Адольф Гитлер » или » ты дурак «? Неужели вода запоминает еще и эмоции? А музыка это язык чувств, эмоций. Может быть, поэтому музыка воздействует на человека? Как же изломаны души и тела тех, кто часто и по долгу слушает такую музыку, и возможно «музыкальная терапия» когда-нибудь станет неотъемлемой частью учреждений здравоохранения и образования.

И еще одна закономерность: дети, которые занимаются в музыкальной школе, то есть имеют возможность слушать и исполнять классическую музыку, более организованы, лучше учатся, а дети, увлеченные роком подвержены стрессам, часто бывают агрессивны, слабо учатся в школе.

Конечно, все вопросы современной музыки на уроках просто невозможно охватить, но я думаю, что главная задача учителя пробудить интерес, заинтересовать ребят. Наряду с современными жанрами музыки на моих уроках звучит музыка Чайковского, Рахманинова, Баха, Моцарта, Шопена…, звучит как в оригинале, так и в современных аранжировках, и у ребят есть возможность сравнить, оценить, понять и принять ее. И как итог моей работы: ребята не отталкивают классику, как что-то чуждое для себя и сами делают вывод: современная музыка и высокая классика – не антагонисты.

И закончить свою работу мне хочется словами Роберта Шумана: «На сладостях, пирожных, конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища, так же как и телесная должна быть здоровой и простой. Великие мастера достаточно заботились о такой пище. Пользуйтесь ею!»

Используемая литература:

Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000 г.

Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” Сборник статей. М.,1974 г.

Кабалевский Д.Б. “Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы” М.,1980 г.

Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г.

“Музыка в школе” №1 М.,1991 г.

“Музыка в школе” №4 М.,1990 г.

“Музыка в школе” №2 М.,1990 г.

“Музыка в школе” №1 М.,2000 г.

“Музыка в школе” №3 М.,2000 г.

Науменко Т.И, Алеева В.В. «Методические рекомендации к урокам музыки» 5-8 класс «Учитель» 2004-2005г