Совместная работа логопеда с семьей

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

Федорова Ирина Юрьевна

Учитель-логопед

МБДОУ № 54 «Искорка»

г. Набережные Челны

Совместная работа логопеда с семьей является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых дефектов предполагает активное участие в нем родителей.

Работая в дошкольном учреждении, невольно приходишь к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому не помогают им усваивать правильную речь. Часто семья не в состоянии оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевого дефекта, так как она не владеет необходимыми коррекционно-педагогическими знаниями и умениями. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитания своих детей, переложив всю ответственность на дошкольные учреждения.

В связи с этим педагогам необходимо решать ряд задач:

Повышать родительскую педагогическую компетентность.

Совершенствовать коммуникативные способности и эмоциональный контакт детей и родителей.

Обеспечить возможность формирования собственных умений и навыков родителей в коррекции речи детей.

Содействовать родителям в применении на практике полученных умений и навыков.

Стимулировать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.

Совместно формировать и совершенствовать звукопроизношение, фонематическое восприятие и активизировать словарный запас детей.

Для вовлечения и заинтересованности родителей в коррекционный процесс необходимо использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, где родители получат необходимую информацию и практические навыки. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной формами работы.



Самый распространенный способ взаимосвязи родителей и педагогов — родительские собрания, где знакомят родителей с «Программой коррекционного обучения детей» и организацией совместной работы в течение года.

Альтернатива собранию — проведение родительских дней, где можно познакомить родителей с условиями воспитания и образования.

Оформление стендов и уголков, выпуск газеты и памятки в помощь родителям, что поможет в обучении и развитии детей и их родителей.

Проведение открытых логопедических занятий, конкурсов и праздников с родителями. Это поможет способствовать воспитанию у родителей самосознания, объединит родителей и детей вокруг одного общего дела.

Консультации, беседы, чтение лекций по запросам родителей, где расширяются знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребенка, создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

Анкетирование (изучение опроса родителей, разработка дальнейших перспектив в работе).

Мастер-класс по обучению родителей игровым занятиям, совместное изготовление пособий для закрепления и обогащения словаря, грамматического строя, связной речи, фонетико-фонематических представлений ребенка (формируется интерес к занятиям, побуждение родителей участвовать в коррекционной работе).

Тематические уроки и практикумы для родителей (ознакомить родителей практическим и теоретическим навыкам занятий с детьми).

Организация тематических выставок специальной литературы и пособий (для развития педагогической грамотности родителей).

Домашние задания для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка и закрепление ребенком полученных знаний, речевых умений и навыков.

Все это можно объединить в организации семейного клуба, где родители могут получить информацию и практические навыки о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке и становятся соучастниками процесса воспитания и обучения.

В работе с родителями педагогам необходимо придерживаться принципов:

целенаправленности;



системности;

доброжелательности;

открытости;

учитывать специфику каждой семьи и опыт родителей.

Практический опыт работы показывает, что успех в воспитании и обучении детей логопатов в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как будет организованно педагогическое просвещение родителей.