Совместная работа классного руководителя с родительским комитетом по сплочению детского

Малкова М.Б.

Муниципальное казённое

образовательное учреждение

Москаленского муниципального

района Омской области.

«Гимназия им. Горького А.М.»

«Совместная работа классного руководителя

с родительским комитетом по сплочению детского коллектива».

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формирование правильного общественного мнения самого коллектива – единый процесс, совместное движение учащихся к общественно значимым доступным целям. Это могут быть: борьба за высокую успеваемость, подготовка к участию и участие в экскурсиях, туристических походах, постановка спектакля, проведение концертов.

Способствовать единению, сплочению детского коллектива, к установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка, формированию навыков совместной деятельности и общения – это и есть одна из главных задач классного руководителя. С этой целью в школе проводятся различные мероприятия, такие как конкурс «Семья года», соревнования с участием отцов и сыновей, мам и дочерей, бабушек и дедушек, выставки семейных творческих работ.

Я, как классный руководитель стараюсь создать ситуацию для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому способствует:

Поздравления с праздником (подарки, сюрпризы);

Сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;

Рассказы о профессиях своих родителей;

Творческие встречи с родителями.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого в своей воспитательной работе я добиваюсь, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе обращаю большое внимание на создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет нашего класса совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы.

Как классный руководитель, я систематически ставлю перед классом общие увлекательные цели, привлекаю учащихся к выполнению постоянных и временных поручений, контролируемых общественностью.

Совместная деятельность классного руководителя с родительским комитетом может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе.

В процессе работы с классом представляется важным сплочение детского коллектива. При этом задача сплочения выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.

Я стремлюсь в ходе своей деятельности к тому, чтобы сплочение коллектива происходило достаточно демократично, на основе гуманистических отношений, тот есть создавался бы воспитательный коллектив, который в своём формировании обязательно должен проходить четыре стадии:

Я стараюсь действовать авторитарно, все распоряжения, указания отдаю сам. Особое внимание обращаю на контроль, формируя ответственное отношение к порученному делу, привычку неуклонно выполнять поручения старшего. Наиболее инициативные, ответственные учащиеся вовлекаются в актив класса.

Требования выдвигаются не только от моего имени, но и от имени актива. Общественное мнение коллектива постепенно становится более сильным регулятором нравственного поведения учащихся.

Я действую через актив, который поддерживается всеми учащимися.



Организовываются ситуации «сопереживания», «свободного выбора», «морального творчества».

Каждый член коллектива начинает сам предъявлять к себе высокие требования.

Суть взаимодействия классного руководителя с родительским комитетом по вопросам сплочения детского коллектива заключается в том, что все должны быть заинтересованы в изучении каждого ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для сплочения детского коллектива и благоприятного развития в нем каждого ребёнка.



Меня, как классного руководителя, и родителей объединяет идея сотрудничества и сотворчества педагогического и родительского коллектива. В школе создана саморазвивающаяся система, при которой именно родители инициируют и укрепляют школьные традиции, чувствуют себя полноценными участниками всего того, что происходит в школе.

Классные родительские комитеты большую роль играют в создании и сплочении родительского коллектива. Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которого направлено на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. Основная задача родительского комитета – содействовать школе в воспитании и обучении детей.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов успешна, потому что:

— дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

— создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

— отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Родительский комитет класса выбирается общим собранием родителей. В его состав входят председатель и несколько членов, ответственных за отдельные направления учебно-воспитательной работы. Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, помогает классному руководителю в подготовке и проведению родительских собраний.

Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий для класса, проведению классно-семейных праздников, дней творчества, спортивных и музыкальных конкурсов.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание, главным предназначением которого является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребёнка. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. Учитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. На родительском собрании выдвигаются предложения, предполагающие проявления родителями активной воспитательной позиции, проявления творчества, инициативы, организаторских способностей; предполагающее содействие в проведении классно-семейных праздников и общешкольных мероприятий, что способствует, определённым образом, к сплочению детского коллектива.

Основными направлениями деятельности родительского комитета нашего класса являются:

Организация совместных дел родителей и детей: спортивных соревнований, праздников, туристических походов, огоньков, субботников, выставок. Родительский комитет оказывает помощь в подготовке и проведении данных мероприятий.



Распространение лучшего опыта семейного воспитания осуществляется через родительские собрания, «круглые столы», «уроки семейного воспитания».

Создание и сохранение традиций детско-взрослого сообщества. Родительский комитет совместно с взрослыми и детьми организует презентацию семьи класса, имеет свою систему поощрения учащихся, родителей, учителей.

Таким образом, необходим контроль и тактичная корректировка общественного мнения родительского комитета. Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя должна сохраняться всегда. Следует помнить, что, не опираясь на мнение родительского комитета невозможно эффективно сплотить коллектив и управлять им.

Активное участие родительской общественности в управлении и демократизации всей школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за всё, что в ней происходит.