Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. С. С. Прокофьева» г. Азова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. С. С. Прокофьева» г. Азова

Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах

Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах

г. Азов

2013 год

г. Азов

2013 год

Дорогие ребята!

Эта маленькая книжка станет вашим постоянным спутником на всё время обучения в музыкальной школе в классе фортепиано.

Мне очень хочется, чтобы вы подружились с ней. Ведь она будет вам помогать готовиться к техническим зачётам. Хотя впервые с этим зачётом вы сталкиваетесь только в третьем классе, но готовиться к нему необходимо уже с первых занятий музыкой.

Все правила и советы по подготовке к зачёту изложены в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.

Желаю вам успехов в нелёгком деле развития фортепианной техники!

Ясинская Т.В.

Из чего состоит технический зачёт ? И что это такое?

Гаммовый комплекс

Гаммовый комплекс—это набор разных видов технических формул: гамм, аккордов, арпеджио и других.

Эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов.

Технический зачет по фортепиано таблица Все перечисленные составляющие гаммового комплекса имеют тесную аппликатурную взаимосвязь.

Аппликатура—это номера пальцев.

Каждый грамотный музыкант обязан знать буквенные обозначения нот и аккордов. Запомнить их вам поможет этот рисунок:

С

С

H

H

F

F

Е

Е

B

B

D

D

A

A

G

G

Технический зачет по фортепиано таблица

А—ля; Eми;

В—си бемоль; Fфа;

Сдо; Gсоль;

D ре;

Hси;

Гаммы

Гамма—это поступенный звукоряд.

Гаммы бывают минорные и мажорные, диатонические и хроматические. Различие между диатонической и хроматической гаммами состоит в том, что в диатонической используются и тоны, и полутоны, а в хроматической только полутоны. От этого зависит аппликатура.

Обычно тренаж начинается игрой гаммы на две или четыре октавы. Играя любую гамму, не следует забывать о значительной роли первого пальца при подкладывании, ведь именно от него зависит ровность и чёткость исполнения. Нужно стараться подкладывать первый палец плавно, легко и незаметно, готовя его заранее к подмене.

Аппликатура в хроматических гаммах

Правая рука: ↑—1,2; ↓—1,3.

Левая рука: ↑—1,3; ↓—1,2.

Аппликатура в диатонических гаммах

I. « Белые гаммы» ( от белых клавиш):

мажорные

минорные

До — С

до -Cm

Соль -G

соль - Gm

Ре -D

ре - Dm

Ля - A

ля - Am

Ми - E

ми - Em

Пр. р.– на VII ступени

4-й

Л. р.– на II ступени

Исключения!

Фа мажор ( Пр. р на си-бемоль) и си минор( Л. р.– на фа#)

II. Бемольные гаммы:

Пр. р.– на си-бемоль

4-й

Л. р.– на IV ступени (новом бемоле)

III. Гаммы, где используются группы из трёх чёрных клавиш

(Фа#, Соль#, Ля #.):

Пр. р. – на ля#( или си-бемоль)

4-й

Л. р. – на фа# ( или соль-бемоль)

Аккорды

После небольшой «разминки» в гамме играют различные аккорды.

Аккорд — это одновременное звучание трёх или более звуков, расположенных в определённом порядке. Все аккорды играют с обращениями. Они могут быть трёх или четырёх звучными, всё зависит от размера руки пианиста и интервального состава аккорда.

Каждый следующий аккорд нужно готовить глазами, хорошо погружая пальцы в клавиатуру. При этом необходимо следить за состоянием запястья—оно не должно подниматься или фиксироваться.

Арпеджио

Арпеджио — это аккорд, звуки которого исполняются неодновременно. В учебной практике применяют следующие виды арпеджио:

При игре арпеджио большое внимание надо уделять объединяющему движению руки. А также следить за мягким погружением в клавиатуру первого пальца.

Аппликатура в аккордах и арпеджио

(по четыре звука)

мажорные

минорные

До - C

ля - Am

Соль -G

ми - Em

Фа — F

ре -Dm

I. Гаммы до 2-х знаков при ключе:

Трезвучие

Секстаккорд

Квартсекстаккорд

Правая рука

3

4

4

Левая рука

4

4

3

II. Мажорные гаммы от двух знаков при ключе:

Диезные

Бемольные

Ре - D

Cи-бемоль -B

Ля — A

Ми- бемоль- E

Ми - E

Ля- бемоль- A



Си — H

Ре- бемоль- D

Фа# — F#

Соль- бемоль -G

Трезвучие

Секстаккорд

Квартсекстаккорд

Правая рука

3

4

4

Левая рука

3

4

3



III. Минорные гаммы от двух знаков при ключе:

Диезные

Бемольные

си - Hm

соль - Gm

фа# - F#m

до - Cm

до# - C#m

фа - Fm

соль# - G#m

си-бемоль - Bm

ре# - D#m

ми-бемоль - E m

трезвучие

Секстаккорд

Кварт секстаккорд

Правая рука

3

4

3

Левая рука

4

4

3

2.Чтение с листа

Чтение с листа — это исполнение незнакомого произведения с одного проигрывания. Чтобы сделать это, необходимо провести предварительный анализ нотного текста.

Схема для предварительного анализа текста

Некоторые правила чтения с листа

Надо заранее увидеть как движется мелодия:

Зрительно опереться на основные элементы гаммового комплекса: гаммы, аккорды, арпеджио, продумать аппликатуру.

Определить строение мелодии: мотивы, фразы, предложения.

Глаза всегда должны опережать движения рук.

3. Транспонирование

Транспонирование — это перенос произведения или его части в другую тональность. Ему всегда предшествует чтение с листа (см. выше).

Замена знаков— самый лёгкий вид транспонирования на 1/2тона.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст