Советы родителям по обучению детей чтению

Советы родителям при обучении детей навыкам чтения и письма

Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША,ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

Навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА;

Звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

2. Учите правильному слиянию букв в слоги.

Неправильный подход при обучении:

М и А будет МА;

Побуквенное чтение: М, А, М, А;

Прочитывание глазами, а затем произношение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения:

Когда ребенок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:

МММА – МММА, СССОК, РРРАК.

3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:

Выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;

Прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

Угадывание букв по контурам бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;

Обведение пальцем контура букв, штриховка букв;

Применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки).

4. Следует подготовить руку к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

Пальчики здороваются;

Пальчики бегают по столу;

Игра на рояле;

Разведение пальцев в стороны;

Поочередное поднимание пальцев руки;

Кулак – ладонь.

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого, родители должны знать, что ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

Ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша «смотрит» в плечо);

Тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным наклоном);

Правильно сидеть за столом;

Не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;

Необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая:: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

Эти советы помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.