Советы для родителей_27280

Безопасность ребенка в информационном обществе

Ребенок в информационном обществе. Какой он? Он меньше читает книг и предпочитает пользоваться электронными медиаресурсами. Много времени проводит у компьютера или в Интернет. Согласно опросам Фонда «Общественное мнение», которые проводились в 2008 году, каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении), и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне 67,4% и 71,1%. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ISQ, социальные сети). Хорошо это или плохо? А что мы родители и педагоги знаем о занятиях ребенка в Интернет? Какое наше отношение к этому? По мнению ученых, современная информационная среда имеет значительный потенциал для развития и самореализации личности ребенка. Это и ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Один только телеканал «Радость моя» созданный православными людьми предоставляет целый спектр передач по физике, математике, грамматике созданных на общечеловеческих ценностях забота, милосердие, взаимопомощь. А современные сетевые средства позволяют не только «сидеть в вконтакте», но и совместно учиться, познавать новое, создавать авторские информационные продукты. Насколько готовы педагоги к таким новым формам обучения и воспитания? Как они воспринимают возможности этих технологий? Действительно, информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности для системы образования, вместе с тем все большую актуальность приобретает проблема безопасности ребенка в информационном обществе отличающегося информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей. Е. С. Полат указывает на чрезвычайную опасность, которая кроется не столько в самом компьютере, сколько в доступной для всех желающих информации размещенной в сетях [84, 85]. Несмотря на то, что в школе безопасный доступ детей в Интернет обеспечивается контентной фильтрацией от нежелательной информации, созданием специальных образовательных сетей содержание информации в которых контролируется системными администраторами, проблема обеспечения эффективного и безопасного использования Интернет требует дальнейшего серьезного осмысления в педагогической науке и конкретных действий в педагогической практике. Что мы взрослые можем сделать для безопасности ребенка в глобальной паутине знаков и смыслов? Какие существуют для этого технические и технологические возможности? Формы проведения родительского всеобуча на тему детской безопасности в Интернете

Опасности и правила безопасности в Интернете

В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир…

Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности.

Наша обязанность — защитить их от негативного контента.

Преступники и злоумышленники.

Преступники используют преимущества анонимности для завязывания доверительных и дружеских отношений с неопытными молодыми людьми. Преимущественно контакты с детьми устанавливают в чатах, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой на конференции, где незнакомые люди могут привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками. Злоумышленники выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им, но постепенно вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы эротического содержания. Преступники могут также обсуждать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

Заражение вредоносными и нежелательными программами.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом, использовать компьютер для распространения своих копий на компьютеры коллег, друзей, родственников пользователя и по всей остальной глобальной Cети. Под «нежелательным программным обеспечением» понимаются программы, которые выполняют на компьютере некие задачи без согласия на то пользователя. Они могут показывать рекламные сообщения, объявления или собирать личные данные о человеке, его окружении. Необходимо постоянно улучшать защиту компьютера.

Более подробную информацию см. на веб-сайте Microsoft по адресу http:// www.microsoft.com/Rus/Security/Protect/Default.mspx

Азартные игры в Интернете.

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые.

Сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

Онлайновое пиратство.

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя. Раскрытие личных данных.

Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.

Интернет-мошенничество и хищение данных кредитной карты.

Интернет-мошенничество может осуществляться с помощью фальшивых электронных писем, в которые включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом будет использована с ущербом для пользователя. Поэтому, посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта и не пользоваться ссылкой, содержащейся в подозрительном электронном письме.

Неправильное формирование нравственных ценностей.

В Интернете можно встретить материалы нежелательного характера, к которым можно отнести

материалы порнографического,ненавистнического содержания,

материалы суицидальной направленности,

сектантские материалы, включающие ненормативную лексику.

Существуют средства фильтрации нежелательного материала, но фильтры могут только помочь в блокировании только некоторых нежелательных материалов и решить полностью проблему не могут. Поэтому взрослым важно поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы они без колебаний обращались за советом и помощью.

С более подробной информацией об опасностях и правилах безопасности в Интернете можно познакомиться в буклете http:// www.ifap.ru/library/book099.pdf

Советы родителям.

Опасности

Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций.

Компьютер

Повысьте уровень общей безопасности Вашего компьютера. Время Следите за достижением равновесия у вашего ребенка между временем, проводимым в Интернете и вне его.

Правила

Обсудите внутрисемейные правила пользования Интернетом.

Этикет

Научите детей уважать других в Интернете.

Внутрисемейные правила пользования Интернетом.

Перед тем как дети начнут осваивать Интернет необходимо обсудить и договориться о правилах поведения в сети.

Соглашение о семейных правилах пользования сетью можно оформить с ребенком письменно, распечатать, подписать и прикрепить около компьютера.

Ниже приведен образец такого соглашения, разработанный специалистами корпорации Microsoft.