Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе

Комитет по образованию Администрации муниципального образования

«Город Майкоп»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему

«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».

тематическая секция:

«Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы»

(использование воспитательных технологий в рамках проведения внеклассных мероприятий).

Головатая Татьяна Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 8».

Майкоп 2011

Оглавление.

Введение.

1. Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы.

1.1. «Культура», «религия», «духовность», «нравственность» как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания

1.2. Православное воспитание в России.

1.3. Роль древнерусской литературы в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся.

1.4. Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся в условиях современной школы.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Приложение.

Введение.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. К сожалению, это большая проблема для современного российского молодого поколения, характерными причинами которой явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи и т. п.

Тема моего выступления «Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе». Данное направление в моей работе является приоритетным, так как я убеждена, что главная цель педагогической деятельности учителя в условиях глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику детей — обучение и воспитание духовно богатой, творчески мыслящей, ответственной личности на основе традиционной для русского народа православной культуры.

В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, в безверии и агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Сейчас нельзя сказать с полной уверенностью, что само по себе образование гарантирует высокий уровень духовно-нравственной воспитанности современного школьника, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, в его отношении к другим людям на основе уважения и доброжелательности. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.

В наши дни потребность в религиозном образовании испытывают все. Независимо от возраста и социального положения люди нуждаются в религиозном просвещении, они хотят знать о вере, которую избрал наш народ на заре своей государственности. Православное образование должно охватить все общество, нести ему духовное возрождение и нравственное обновление

Однако большим недостатком в этой работе является отсутствие церкви в жизни молодежи, преподавание в отрыве от храма, монастыря, т.е. от самой духовной жизни

Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы.

1.1. «Культура», «религия», «духовность», «нравственность» как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитании.

Понятием «культура» (в переводе с латинского — возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности [1]. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как императив на все времена.

Само слово «религия» буквально переводится с латинского как «святыня», «набожность», «благочестие» — жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиим. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культур образующим фактором. Ее культур образующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане — к апокалипсису.

Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания. Один из русских церковных писателей XX века так говорил об этом: «За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху» [4]. С болью верующего сердца завершает этот писатель свои размышления вопросом: «Как же дать современным людям хотя бы почувствовать крестный путь грешной нашей души к Богу?»

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Не религиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина [5].

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

1.2. Православное воспитание в России.

Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитания и образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.

Основной принцип православного воспитания – прежде всего, научить вере, потом другим наукам. Православные педагоги учили сначала примером жизни, а потом словом. Добрая и примерная жизнь учителя – первое, главнейшее и непременное средство педагогического воздействия, потому что метод наглядного обучения есть самый естественный и действенный. Родители, по наставлению Церкви, также должны быть образцом в поведении для детей. При этом воспитатели не позволяли детям быть только простыми и холодными зрителями, но побуждали подражать нравственным примерам и в своей жизни повторять то лучшее, что видели в жизни других. Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыков к добрым делам и расположениям сердца. Важный и действенный метод воспитания – тщательное ограждение детей от вредных соблазнов.

Средствами православного воспитания являются: участие в жизни Церкви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенное делание, чтение Слова Божия и творений святых отцов, пост, дисциплина, христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности.

После установления Советской власти церковь была отлучена от государства. И с тех пор православие стало вытесняться из светского образования. С того момента как церковь была отделена от государства настало время атеизма.

С приходом советской власти в конце 1917 г. начались гонения на церковь, которые приняли массовый и ожесточённый характер, и продолжались на протяжении всего советского периода, т. е. до конца 80-х гг. Большевики разрушали храмы, ломали церкви, по алтарям бродили козы, овцы. Фреска была забелена известью. Храмы превращали в клубы и там устраивали вакханалии.

Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян, аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились мученической смертью.

Целые уезды таких губерний, как Пермская, Ставропольская, Казанская, лишились священнослужителей.

Этот период продолжался до 1920 г., а на тех территориях, где большевики захватили власть позже, как, например, на Дальнем Востоке, время жестоких преследований пришлось на 1922 г.

Так же было во время организованной советской властью кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г., а по стране было проведено множество судебных процессов, часть которых окончилась расстрелами. В 1923–1928 гг. были арестованы сотни священнослужителей и мирян. Усиление террора в отношении Церкви во всероссийском масштабе, приведшее к массовым расстрелам и арестам, произошло в 1929–1931 гг., а в некоторых областях продолжалось до 1933 г.

В 1937–1938 гг. террор вновь усилился, были арестованы почти все священнослужители и многие верующие миряне, закрыто более 2/3 действовавших в 1935 г. храмов, существование церковной организации оказалось под угрозой.

В послевоенные годы храмы продолжали закрываться, хотя число арестов и смертных приговоров в отношении священнослужителей сократилось. В конце 50-х–60-х гг. усилилось государственное давление на Церковь, в основном заключавшееся в закрытии храмов и попытках влиять на высшее церковное управление через Совет по делам религий.

В 70–80-х гг. гонения приняли почти исключительно административный характер, аресты священнослужителей и мирян стали единичными.

Окончание гонений можно отнести к концу 80-х–началу 90-х гг., что было обусловлено изменением политического строя в стране.

После революции христианское воспитание и духовное просвещение народов России было полностью свергнуто. Но пришло время собирать камни и рассчитываться за грехи наших предков.

Вседозволенность и безнравственность достигло таких пределов, что без православия нам не справиться. Сейчас, в более трудных условиях, чем 100 лет назад, мы пытаемся возродить христианское воспитание и духовное просвещение.

Д. Медведев в недавнем выступлении заметил, что необходимость введения в школьную программу «Основ религии» уже назрела. Сегодня в России этот курс изучают в 10000 школах, в 21 регионе.

К изучению православия в школе нужно относиться осторожно, так как без согласия родителей этого делать невозможно.

Но знакомить детей с храмами как произведениями искусства необходимо. Для этого можно использовать время, отведённое на проведения классного часа.

Было бы неплохо, прежде чем провести поездку по храмам и монастырям познакомить учащихся с устройством храма, растолковать такие понятия, как алтарь, паперть, иконостас. Рассказать об иконах, какова их композиция, кому они посвящены, кто их писал.

1.3.Роль древнерусской литературы в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся.

Начиная с 1991года, в программу средней школы было введено изучение Библии. Что вызвало бурю негодований со стороны атеистов.

А ведь без знания Библии литература, история, искусство не может быть поняты учащимися, изучающими основы наук.

Без знания Библии невозможно понять, почему герой жития Сергей Радонежский отправился в лесную глушь в уединения, в пустынь. Отчего пушкинский пророк оказался в пустыне. Зачем в романах Достоевского звучат евангельские притчи. Например, почему соня Мармеладова рассказывает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря?

Без знания библейских сюжетов нельзя понять ни поэзию Серебряного века, ни в целом всю литературу ХХ века. Без знания той далёкой традиции не разобраться в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Поэтому в программу 5-8 классов включено изучение таких произведений, как «Преподобный Сергий Радонежский», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о белгородском киселе» и т. д.

При изучении произведений древнерусской литературы мы не только знакомим учащихся с различными жанрами: житие, хождение, слово, повесть и т. д., но и раскрываем вместе с учащимися их глубокий философский смысл, а также нравственные проблемы, которые волновали человека в далёкой древности.

Например, знакомя учащихся с «Повестью о Горе-Злосчастии», мы выясняем, что героя постигла судьба, подобная судьбе блудного сына из евангельской притчи. Он не слушал родительских наставлений, ушёл из дома, прокутил с другом родительские деньги. И пошёл по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злосчастие, ходит, бродит за молодцом неотступно. Казалось , нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием.

Спрашиваю учащихся: «Почему у героя нет имени? Почему неизвестно, где он родился и куда путь держит?».

Дети отвечают: «Такая история может случиться с каждым».

В 11 классе изучаем стихотворения Б. Пастернака: «Рождественская сказка», «Дурные дни», «Магдалина». После чтения стихотворений прошу ответить на вопросы:

1.О каких событиях жизни Христа рассказывают стихотворения Б. Пастернака?

2.Почему к ним обратился поэт ХХ века?

3.В чём необычность его видения этих событий?

При изучении литературы рассматриваем репродукции икон, картин, фресок. Например: «Рождество» С. Боттичелли,1500г, «Воскрешение Лазаря» ХV век, «Тайная вечеря», П. Рубенс XVII век.

Кроме того изучение древнерусской литературы позволяет обогатить словарь современного школьника: он уже знает значение таких слов, как пророк, стезя, персты, кесарь, лепта, багряница (символ царской власти, мантия монархов или царей), плащаница (греч. Επιτάφιος) — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего в гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.

Богатству речи способствует и усвоение значений таких идиом, как «глас вопиющего в пустыне», «вавилонское столпотворение» и т. д.

Древнерусская литература наделена высокими нравственными началами, она прославляет идеалы духовной красоты человека, идеалы подвижничества, богатырства и величия Русской земли. Это могучий источник нравственного воспитания, вселяющий чувство национальной гордости, веры в созидательные силы русского народ.

Знание истоков отечественной литературы необходимо каждому человеку, живущему в России, любящему свою страну, свой язык, свою литературу.

1.4. Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся в условиях современной школы.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьника.

Как классный руководитель я работаю над решением следующих задач:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

создаю условия для формирования здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает, свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка, и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, поэтому я, как учитель русского языка и литературы, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки:

на уроках литературы дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;

на уроках русского языка полученная информация транслируется учащимися в виде индивидуальных творческих работ.

По словам патриарха всея Руси Кирилла: «Если бы Закон Божий преподавался интересно, то революции не было бы». В связи, с чем на уроках, содержащих духовно-нравственный материал, применяются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, проектная технология, различные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии. Также используются разнообразные формы и методы обучения: беседа, чтение отрывков из книг, просмотр видеозаписей, разгадывание кроссвордов.

Принимаем участие в акции «Милосердие»: помощь детскому дому, ветеранам, пожилым людям.

Большую помощь в организации внеклассной работы оказывают учащиеся, которые посещают Воскресную школу, с их помощью провожу классный час. Благотворное влияние Воскресной школы и Церкви должно способствовать постепенному повышению общей культуры нашего народа. Поэтому Воскресная школа является уникальным средством сплочения людей.

По моему мнению, предметы на духовно-нравственную тематику должны изучать не только дети из Воскресной школы, но и ученики образовательных учреждений. Современные дети не видят границ между добром и злом, честью и бесчестием, любовью и ненавистью. Телевидение, газетная информация и всем известный Интернет затмили все то, что оказывает на развитие детей лишь положительное влияние. Дети не хотят читать полезную литературу, они играют в различного рода игры и не замечают того, что их душа начинает потихоньку черстветь и леденеть.

С целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны необходимо проводить встречи со священниками, нравственные беседы, приглашение на круглый стол священников для беседы с трудными подростками.

На тематических классных часах учащиеся знакомятся с наиболее яркими страницами Ветхозаветной и Новозаветной истории, житиями святых, памятниками православной культуры. Дети читают поучительные рассказы, рисуют, прослушивают аудиозаписи. В течение года проводятся отчётные мероприятия, посвященные празднику Рождества Христова и Пасхи, Дню славянской письменности, Чествование Кирилла и Мефодия. Чтобы уберечься от возможных ошибок и неправильных действий в духовном плане, необходимо регулярно консультироваться у священнослужителей, а также знакомиться с толкованием изучаемых явлений и событий отцами православной Церкви.

Большое внимание в вопросах духовно — нравственного воспитания отводится налаживанию тесного сотрудничества с родителями обучающихся. Важность семьи в нашей стране всегда была неоспорима как для каждого человека, так и для государства. Семья есть первая школа, где воспитываются добрые характеры и подготовляются будущие общественные деятели. Семья есть основа, корень общественного благополучия. Семья является малой домашней церковью. Но в настоящее время в значительной мере утрачены православные традиции воспитания в семье, отчего возникает необходимость знакомства с православными ценностями самих родителей обучающихся. В этом отношении могут помочь: лектории на духовную тематику, встречи, консультации священнослужителей с родителями.

Разрабатываются праздничные игровые программы, где учитель готовит концертную программу. Родители помогают советом, информацией, изготовлением декораций и костюмов к праздникам. В классе велся альбом, в котором оформлялись творческие странички с описанием, фотоматериалами и видеозаписью проведённого праздника.

В рамках проведения внеклассных мероприятий была организована работа духовно-нравственной направленности, основной целью которого явилось воспитание духовности через изучение истории православных монастырей и храмов.

Прежде чем посетить храм или монастырь следует провести классный час, на котором необходимо рассказать: об устройстве храма, иконостасе, иконах как виде искусства. Рассматриваем понятия литургия, песнопение, молитва, псалмы и т. д. Говорим о поведении в церкви (как должна быть одета девочка, женщина и т. д.)

Затем организовываю экскурсии (очные и заочные) во время, которых учащиеся знакомятся с историей храмов и монастырей. Например, посещение Свято-Михайло-Афонской пустыни (мужского монастыря), «Казанского собора» в г. Санкт-Петербурге, Новодевичий монастырь в г. Москве.

Учащиеся с интересом слушали экскурсии, знакомились с традициями и правилами посещения храма, православной церкви. Первые экскурсии показали, что детям нравится беседовать о Боге, о вере, о Божьих заповедях и т.д. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать. Экскурсии и туристические поездки в храмы, монастыри г. Майкопа и области — все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству.

После посещения храмов, монастырей провожу беседу, спрашиваю учащихся:

Что понравилось?

Что было непонятно?

В какой части храма расположен алтарь? Почему на востоке?

Как устроен храм?

Что такое паперть?

Важно еще и то, что духовно-нравственное воспитание школьников не должно прекращается и во время летних каникул. Хотелось бы в будущем совершить паломнические поездки по городам России, также побывать в монастырях и храмах северного Кавказа.

Заключение.

Воспитывая наших детей, мы должны учитывать то, что только наши просьбы, советы, а главное искренняя любовь смогут помочь им встать на добрый путь, лишенный зла и беззакония. Но, к несчастью, не все дети понимают, что хорошо, а что плохо. Задача близких и учителей научить их видеть те самые границы между добром и злом, любовью и ненавистью, которые в настоящее время размыты. Церковь, видя какой непорядок, царит в современных школах, видя детей, ставших алкоголиками и наркоманами, предлагают свою помощь, от которой мы не вправе отказаться, иначе подрастающее поколение просто-напросто деградирует, а у нашей страны не будет светлого будущего.

Следует помнить, что наши дети нуждаются в любви, в ласке, в поддержке, во внимании, понимании, добром отношении. А кто должен дать им все это? Конечно же, родители и близкие люди. Но нельзя ограничиваться только на родительских ласках. Школа также обязана поддерживать детей, играть в их жизни одну из главных ролей. Семья и школа – это самые первые социальные институты для детей, где их воспитывают и обучают. Церковь, которая проявляет желание помочь в воспитании ребят, совершает доброе дело. Нельзя сказать, что, беря на себя долю заботы о наших детях, она облегчает жизнь учителям и родителям. Нет. Священник и педагоги религиозных дисциплин помогают своей деятельностью в воспитании подрастающего поколения для того, чтобы наше общество отказалось от алкоголизма, курения, наркотиков, от зла, агрессии и беззакония.

Необходимо помнить, что православие – это не система, это жизнь в любви; и духовно-нравственным наше воспитание получится только тогда, когда мы начнем совершать его в любви.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Список использованных источников и литературы.

1. . Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб: Питер,2000. — 304 с.

2. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» ^

3 . Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н.Джуринский. – М.: Владос, 2000. – 189 с.

4. Золин П.М. Истоки педагогики в России. Глубины отечественного образования П.М. Золин // Высшее образование в России. – 1998. — №1.

5. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 г. // Богословский сборник / ПСТБИ. М., 1999. Вып. 3. С. 258–274;

6. Маслов Н.В. Истоки русской педагогики. Глинские чтения / Н.В.Маслов Журнал «Русский инок». — 2005. — №7-8.

7. Осипова И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998;

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

9 .Священник Александр Ельчанинов «Записи». — М., 1996 ^

10.Философский энциклопедический словарь. — М., 1989; Есин А.Б. «Введение в культурологию»: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. — М., 1999 ^

Приложение.

1. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989; Есин А.Б. «Введение в культурологию»: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. — М., 1999 ^

2. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» ^

3. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» ^

4. Священник Александр Ельчанинов «Записи». — М., 1996 ^

5. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»