Социология СР Бесчасная А.А. 2014г

правительство санкт-петербурга

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет психолого-социальной работы/Факультет прикладной психологии

Кафедра «Философии, культурологии и иностранных языков»

Материалы для самостоятельной работы студентов

заочной и вечерней форм обучения по курсу

«Социология»

Автор Бесчасная А.А.

канд. социол. наук,

Доцент кафедры философии,

культурологии и иностранных языков

Санкт-Петербург

2013

Задания для самостоятельной работы

Тема №1. Социология как наука. Социологические исследования.

При изучении этой темы необходимо понять специфику социологического знания, структуру социологии и освоить технологию получения социологического знания.

В чем специфика предмета социологии по сравнению с политическими, экономическими, юридическими и др. гуманитарными науками?

В чем состоят плюсы и минусы каждого из методов сбора социологической информации?

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании?

Составьте программу социологического исследования на интересующую Вас проблематику.

Тема №2. Становление и развитие социологии в странах Запада (XIX-XX вв.) Западная социология в ХХ столетии.

Освоение данной темы предполагает определение объективных условий возникновения социологии как науки и выявление основных характеристик теорий классиков социологии. Студент должен осмыслить причины и особенности полипарадигмальности современного этапа западной социологии.

В чем заключается «позитивизм» социологии?

При каких обстоятельствах возникает ситуация аномии?

В чем заключаются особенности «понимающей социологии»?

Законспектируйте статью: Щитов Н.Г. Проблема ужесточения наказания за уголовные преступления в США: интерпретация с позиций теории Э. Дюркгейма / СОЦИС 2013 №3.

Тема №3. Социология в России.

При освоении данной темы необходимо проанализировать объективные обстоятельства возникновения социологии и сопоставить с историческими событиями развитие социологии в России. Рекомендуется обратить внимание на характерные особенности российской социологии в прошлом и на современном этапе.

Охарактеризуйте основные черты российской социологии досоветского периода.

Охарактеризуйте основные черты российской социологии советского периода.

Какими социологическими идеями обогатила российская социология мировую?

Законспектируйте статью: Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии / СОЦИС 2013 №4.

Тема №4. Общество как система. Социальная структура и стратификация.

Освоение данной темы предполагает понимание динамики общественного развития, распространение глобализационных процессов. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на многофакторность понятия «социальная стратификация» и на динамику социальных процессов.

Определите критерии социального прогресса

Определите характеристики процесса глобализации.

Что такое «средний класс»?

Законспектируйте статью: Жвитиашвили А.Ш. Рабочий класс в постиндустриальном обществе / СОЦИС 2013 №2.

Тема №5. Личность как социологическая категория.

При изучении данной темы предполагается подробное рассмотрение личности как социологической категории, выявление факторов развития и социализации человека.

В чем проявляется сущность личности?

Каковы основные подходы к исследованию типологии личности?

Что представляет собой процесс социализации индивида?

Законспектируйте статью: Кройтор С.Н. Доступ к образованию инвалидов в России: возможности и препятствия / СОЦИС 2013 №5.

Тема №6. Социальный институт. Семья как социальный институт.

Социальные организации.

Освоение данной темы предполагает анализ и определение критериев понятия «социальный институт». Изучение вопросов семьи должно происходить с пониманием исторических тенденций трансформаций данного социального института.

Какие основные функции выполняют социальные институты в обществе?

Что представляет собой семья как социальный институт и малая группа?

Понятие «дезорганизованная» семья, ее проблемы.

Законспектируйте статью: Меренков А.В. Тенденция изменения семейного воспитания в современном обществе / СОЦИС 2013 №2.

Тема №7. Культура общества

При изучении данной темы должно происходить с акцентированием системообразущего содержания понятия культуры для формирования общества.

Основные компоненты культуры и их роль в жизнедеятельности общества и личности.

Понятие субкультуры, ее соотношение с культурой общества.

Какие функции выполняет язык в обществе?

Законспектируйте статью: Павлов Б.С. Над опасным «социальным придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) / СОЦИС 2013 №2.

Тема №8. Социальные общности. Социальные группы.

Знакомство с данной темой должно происходить на сравнительном анализе социальной дифференцированности общества. Необходимо освоить основные характеристики социальных общностей и социальных групп. Студентам необходимо понять причины возникновения межнациональных конфликтов и способы их разрешения.

Какие признаки могут объединить людей в группы?

Каким образом индивид (или группа) идентифицируют себя с общностями?

Как можно определить этничность? Какие дисциплины занимаются ее исследованием?

Законспектируйте статью: Крухмалев А.Е., Володина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья / СОЦИС 2012 №12.

4. Методические указания по выполнению и оформлению

самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить предлагаемый курс, поможет формированию навыков проведения социологического исследования. Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:

активно участвовать в усвоении материала на лекциях;





самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу;

уметь соотносить и сопоставлять прочитанное в учебной литературе и услышанное на аудиторных занятиях высказывания со своим мнением.

Представленные работы должны отвечать поставленным задачам, иметь практический вывод. Критериями оценки является краткость, осмысленность и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников. Работа должна быть структурирована по темам и вопросам к ним. Формулировка вопросов должны предварять ответы. Ответ на каждый вопрос (кроме конспектов и программы исследования) не должен превышать одной страницы. Конспект статей выполняется рукописно на листах А4 и прикладывается к отчету.

Требования к выбору тем самостоятельной работы и оформлению работы

Номера тем самостоятельных работ

Первая буква фамилии студента

1

2

8

А, Ж, Н, У, Щ

3

4

7

Б, З, О, Ф, Э

5

6

4

В, И, П, Х, Ю

7

8

6

Г, К, Р, Ц, Я

1

2

5

Д, Л, С, Ч

3

4

2

Е, М, Т, Ш

Отчет о проделанной самостоятельной работе (контрольная работа) студента состоит из выполненных 3-х тем, которые выбираются согласно таблице. Оформление – машинописное, 14 шрифт, одинарный интервал между строками, выравнивание по ширине, формат А4.

Вопросы к зачету

Понятие о предмете и структуре социологии как науки.

Классические социологические теории. Э.Дюркгейм и М.Вебер.

Современные социологические теории: объективистский и субъективистский подход.

Русская социология XIX и XX века. Этапы формирования.

Природные и экономические факторы жизнедеятельности общества.

Культура как ценностно-нормативная структура.

Личность в социологии. Социальная роль и социальный статус. Теория «зеркального Я». Социализация личности.

Социальное взаимодействие.

Социальные институты.

Социальный контроль.

Социальные общности. Типы.

Социальные группы. Элементы и структура. Виды.

Социальные организации.

Социально-территориальные общности.

Массовые общности.

Общество как социальная система.

Стратификация классов и социальных слоев.

Социальные процессы. Адаптация и социализация.

Социальные процессы: сотрудничество, соперничество, конфликт.

Социальная дезорганизация и реорганизация.

Социальная мобильность.

Социальные изменения, развитие, прогресс и регресс. Факторы влияющие на социальное развитие.

Социальные движения.

Социальные отклонения. Основные теории девиации.

Молодежь как социально-демографическая группа. Социальный и биологический возраст.

Социальная и профессиональная адаптация молодежи.

Роль образования в социализации молодежи.

Альтернативные типы культуры молодежи.

Семья, ее функции, структура и типология. Фазы возникновения и развития семьи.

Конфликты, напряжения и кризисы в семье. Виды кризисов. Способы аккомодации.

Список основной и дополнительной литературы к темам

Тема №1. Социология как наука. Социологические исследования.

Основная литература

Лавриненко В.Н.Социология. М., 2000.

Дополнительная литература

Бутенко И.А. Прикладная социология. М., 1999.

Городяненко В.В. Социологический практикум: Учебно-методическое пособие. Киев, 1999.

Тема №2. Становление и развитие социологии в странах Запада (XIX-XX вв.). Западная социология в ХХ столетии.

Основная литература

Лавриненко В.Н.Социология. М., 2000.

Филатова О.Г. Социология. СПб., 2002.

История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.

Дополнительная литература

Американская социологическая мысль. М., 1996.

Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. М., 1997.

Тема №3. Социология в России.

Основная литература

Добреньков В.И. Социология М., 2001

Дополнительная литература

Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: М., 2003.

Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998.

Тема №4. Общество как система. Социальная структура и стратификация.

Основная литература

Добреньков В.И. Социология М., 2001

Лавриненко В.Н.Социология. М., 2000.

Дополнительная литература

Беляев Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России. М., 2001.

Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

Ильин В.Н. Социальное неравенство. М., 2000.

Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. М., 1997.

Тема №5. Личность как социологическая категория.

Основная литература

Добреньков В.И. Социология М., 2001

Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.

Дополнительная литература

Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2006.

Тема №6. Социальный институт. Семья как социальный институт. Социальные организации.

Основная литература

Добреньков В.И. Социология М., 2001

Зборовский Г.Е., Орлова Г.П. Социальные институты. Социология: Учебник для гуманитарных вузов. М., 1995.

Дополнительная литература

Антонов А.Н., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.

Вихтерих К. Женщины в условиях глобализации. М. 2005.

Здравомыслова О.М. Семья и общество. М., 2003.

Семейные узы: модели для сборки. В 2-х т. М., 2004.

Тема №7. Культура общества

Основная литература

Филатова О.Г. Социология. СПб., 2002.

Прозоровская К.А. Социология. М., 2003.

Дополнительная литература

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2004.

Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999.

Тема №8. Социальные общности. Социальные группы.

Основная литература



Страницы: 1 | 2 | Весь текст