Социологические опросники среди учащихся Формирование толерантного отношения


Социологические опросники среди учащихся

(формирование толерантного отношения)

Лыкова Ирина Владимировна

г.Каменск-Уральский

Средняя общеобразовательная

школа №21

учитель биологии

классный руководитель (8 класс)

2012 г

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников….7

Диагностика типов этнической идентичности …………………………….13

Что я знаю и думаю об экстремизме?…………………………………………………….18

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»………………………………19

Тест «Насколько Вы терпимы?»…………………………………………….24

Литература……………………………………………………………………26

Пояснительная записка

Определить эффективность деятельности классного руководителя можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности каждого ребенка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ школьников — сочинений, продуктов совместной игровой деятельности детей, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений.В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки.

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности.

Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом — именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов (принципов антирасистского воспитания, разработанный Фондом Анны Франк (Нидерланды):

Ответственность школы за воспитание толерантности;

Позитивное отношение к национальному своеобразию;

Развитие понимания другого;

Поликультурное образование;

Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;

Последовательное противостояние проявлениям расизма;

Создание позитивной атмосферы в школе.

Хорошо, если школа сама выработает для себя эти принципы и нормы. Одним из методов для подобной работы может быть избрана дискуссия, которая потребует согласования позиций.

Как концепцию толерантности можно применить к конкретным условиям вашего сообщества или класса?

На сегодня в психолого-педагогических исследованиях нет единого взгляда на само понятие «толерантность»; различия носят не принципиальный характер, но часто весьма существенны, что означает необходимость осуществления выбора исходных концептуальных оснований до того, как приступить к разработке прикладных аспектов концепции гуманитарной экспертизы толерантности в образовании.

В исследовательской литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с Другими. С точки зрения автора данной работы, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности.

Несмотря на имеющиеся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, поэтому есть потребность в создании надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте «породившей» его специфической теоретической концепции — возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления

а) содержания образования;

б) методов и технологий обучения;

в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель — ученик»,

г) всей атмосферы школьной жизни.

В основном, как мы видим, диагностика толерантности осуществляется посредством измерения уровня развития качеств и характеристик, присущих интолерантной личности. Как пишет Г.У. Солдатова, «в психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности – интолерантность». Таким образом, для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте одной специфической теоретической концепции — возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

В данной работе, представлены социологические опросники уровня сформированности толерантности у учащихся 6 — 8 класса, которые неоднократно использовались в работе классного руководителя. Как правило, каждый опросник или анкета, использовались дважды – в начале учебного года (прежде, чем классный руководитель начинает реализовывать методику работы), и в конце учебного года, чтобы получить представление о динамике развития толерантности в классном коллективе.

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

Суть опросника такова. Школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или нетолерантной позиции человека по отношению к людям других культур. Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) у школьников. Условно можно выделить четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности. Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистичес-кими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что…»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, эти проявления нетолерантного отношения к людям часто остаются незамечаемыми в школе.Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.Опросный лист для учащихсяВам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:++ сильное согласие (конечно, да)+ слабое согласие (скорее да, чем нет)О ни да, ни нет- слабое несогласие (скорее нет, чем да)— сильное несогласие (конечно, нет)Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.13. Улучшать районы проживания бедноты — это бесполезная трата государственных денег.14. Евреи — такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться — это их личное дело.23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России.26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.28. Истинной религией может быть только одна религия.29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.30. То, что Россия — многонациональная страна, обогащает ее культуру.31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей — таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.41. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.42.Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.43.Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.44.Идти на уступки — это значит проявлять слабость.45.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.Обработка и интерпретация результатов:За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «, то -1 балл. Если «—», то -2 балла.Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги: баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;от -45 до 0 — невысокий уровень интолерантности; от 0 до 45 — невысокий уровень толерантности; от 45 до 90 — высокий уровень толерантности.





Диагностика типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении других групп. Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам. Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности:1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию. 2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. 3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам: 4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

Бланк методикиИнструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.Я – человек, который…Согласен

Скорее согласен

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее не согласен

Не согласен1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам 2. считает, что межнациональные браки разрушают народ 3. часто ощущает превосходство людей другой национальности 4. считает, что права нации всегда выше прав человека 5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения 6. предпочитает образ жизни только своего народа 7. обычно не скрывает своей национальности 8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности 9. часто испытывает стыд за людей своей национальности 10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа 11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную 12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими 13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов 14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации 15. трудно уживается с людьми своей национальности 16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей 17. безразлично относится к своей национальной принадлежности 18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь 19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия 20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов 21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности 22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами 23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории 24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей 25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре 26. считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур 27. не уважает свой народ 28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу 29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам 30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов Обработка результатовОтветы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:»согласен» – 4 балла;»скорее согласен» – 3 балла;»в чем-то согласен, в чем-то нет» – 2 балла;»скорее не согласен» – 1 балл;»не согласен» – 0 баллов.Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27). 2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30). 3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25). 4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26). 6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28). В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Что я знаю и думаю об экстремизме? (вопросы для интервью)

1. С чем ассоциируется у Вас слово «экстремизм»? (респонденту предлагается назвать ассоциацию, прокомментировать ее и, по возможности, дать свое определение экстремизма).2. Что Вы знаете о нормативной базе и правоприменительной практике противодействия экстремизму в России, в нашем регионе? (если респондент отвечает, что не знает ничего, ему предлагается дополнительный вопрос: Как Вы считаете, кто, кроме юристов, это должен знать, иметь об этом представление?). 3. Как, по-вашему мнению, что приводит людей к проявлениям экстремизма и что может удержать их от этого: в политике, в расовых отношениях,в межэтнических отношениях,в религиозных и конфессиональных проявлениях,в социально и бытовой сферах (то есть, на работе, в семье, в гендерных отношениях, отношениях между поколениями, социальными слоями, социальными группами и группировками)?(интервьюеру предлагается максимально разговорить отвечающего, всячески поддерживая его: проявлять интерес к его словам, просить привести примеры, предлагать пояснить сказанное подробнее и конкретнее, подчеркивать значимость его личного мнения по каждому их подвопросов)По окончании интервью фиксируется следующая информация о респонденте:Пол __________ Возраст ________________ Класс______________________

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)В данную методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности — интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методикиИнструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

I.

1.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

6

5

4

3

2

1

2.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

6

5

4

3

2

1

3.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

6

5

4

3

2

1

4.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

1

2

3

4

5

6

5.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

1

2

3

4

5

6

6.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

6

5

4

3

2

1

7.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

1

2

3

4

5

6

Итого:

II.

8.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

1

2

3

4

5

6

9.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

6

5

4

3

2

1

10.

С неопрятными людьми неприятно общаться

6

5

4

3

2

1

11.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

6

5

4

3

2

1

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

6

5

4

3

2

1

13.

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

6

5

4

3

2

1

14.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

1

2

3

4

5

6

15.

Любые религиозные течения имеют право на существование

1

2

3

4

5

6

Итого:

III.

16.

Если друг предал, надо отомстить ему

1

2

3

4

5

6

17.

В споре может быть правильной только одна точка зрения



Страницы: 1 | 2 | Весь текст