Социальный проект Твой профессиональный выбор

КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»

р. п. Переяславка, Хабаровского края

Социальный проект

«Твой профессиональный выбор».

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории,

Савочка Валентина Александровна

2014 г.

Методический паспорт проекта «Твой профессиональный выбор».

Автор-составитель проекта: Савочка Валентина Александровна

Должность: воспитатель

Тип проекта — исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитанники 8-х классов; педагоги школы – воспитатель, психолог, социальный педагог.

Вид проекта — краткосрочный.

Тема проекта: «Твой профессиональный выбор».

Технология организации учебно-исследовательской деятельности  в процессе психологического сопровождения предпрофильной подготовки позволяет включение обучающихся в систему совместной практико-ориентированной деятельности: проектной, исследовательской.

Актуальность. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Выпускники коррекционной школы оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху.

Цель проекта: Воспитанникам предоставятся условия для формирования осознанного выбора профессии.

Задачи:

Развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения.

Обучение основам выбора профессий.

Осуществление самостоятельного, осознанного и ответственного выбора в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.

Проектирование своего образовательного и профессионального (карьерного) маршрута.

Описание проекта.

Проектная деятельность учащихся при изучении материала «Твой профессиональный выбор». Проект исследовательский, открытой координации и предназначен для учащихся 8-х классов. Работа в данном проекте позволяет обучающимся сориентироваться в современном мире профессий, сформировать психологическую готовность учащихся к выбору профессии на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале.

Продукт проекта.

Результаты самостоятельной познавательной работы воспитанников оформляются воспитанниками в виде презентации по избранной профессии.

Обеспечение — материально-техническое, учебно-методическое, информационное:

оборудование изобразительной деятельности (бумага, карандаши, фломастеры, простые карандаши); словари; газеты «Презент», «Из рук в руки»; интернет — ресурсы, компьютеры.

Межпредметные и метапредметные связи: обществознание, история, чтение, информатика и ИКТ, психология, профориентация и самоопределение.

План реализации проекта.

Проект относится к внеурочной деятельности и состоит из следующих этапов:

Название этапа

Содержание работ

Сроки реализации

1. Подготовительный этап. Погружение в проект.

выделение предполагаемых направлений работ;

предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;

Опросник «Лист выбора профессии» — педагог Савочка В.А.;

Тестирование на «Профпригодность» — педагог Савочка В.А.;

Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) — педагог-психолог школы;

Анкета «Мир профессий» (автор: Е.Н. Прощицкая) – педагог-психолог школы;

Дифференцированно-диагностический опросник (автор: Е.А. Климов) – педагог-психолог школы;

разработка критериев для составления профессиограмм;

начало работы по сбору информации о рабочих профессиях для презентаций.

Подготовка рисунков по теме «Мир профессий»

За 2 недели до проектного дня

2. Основной этап. Реализация идеи.

продолжение работы по сбору информации о рабочих профессиях;

виртуальная экскурсия по профессиональным училищам г. Хабаровска и Комсомольска-на Амуре;

экскурсия в Центр занятости района имени Лазо;

систематизация и анализ полученных данных;

обсуждение способов оформления конечных результатов;

подведение итогов, оформление результатов.

За неделю до проектного дня

3. Заключительный этап

презентация проекта в ходе деловой игры «Твой профессиональный выбор»;

представление результатов выполненного проекта в виде материального продукта (рисунки, презентации воспитанников о профессиях);

рефлексия.

В день проекта

В результате анализа полученной информации обучающиеся смогут самоопределиться с выбором профессии, оценить будущие перспективы выбранной профессии.

Методическая разработка итогового занятия по реализации проекта

Дата проведения: 3 февраля 2014 г.

Тема мероприятия: «Твой профессиональный выбор» Слайд № 1Форма мероприятия: Деловая игра Цель: Воспитанники получат возможность расширить представление о мире профессий, способах трудоустройства.Задачи:

1.Образовательная: познакомить воспитанников с доступными для них способами поиска работы.

2. Коррекционная — развивающая: коррекция дефекта волевого качества – безынициативности на основе развития познавательной активности; развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.

3. Воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.

Используемые технологии:

проектного обучения

игровые;

информационно-коммуникационная;

«создание ситуации успеха»;

ситуативные;

здоровьесберегающие.

Методы:

Словесные – опрос, объяснение, рассказ; практические – поручение, упражнение; наглядные – показ слайдов.

Место проведения: учебный класс

Время проведения: 45 минут

Категория участников: Учащиеся 8-х классов

Оборудование и материалы: компьютер с мультимедиа проектором, презентации; бланки резюме, ручки, карточки с заданием, газеты с объявлениями о работе, мячик, выставка книг о профессиях. Предварительная подготовка: учащимся было предложено разделиться на группы (штукатуры-маляры, повара, каменщики, токари), найти информацию по выбранной специальности, подготовить презентации; познакомились с профессиональными учреждениями, обучающими выпускников школ-интернатов; посетили Центр занятости населения района Лазо; оформили выставку рисунков «Мир профессий».

Занятие№1

Ход занятия:

I. Организационная часть:

Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.

(При работе с кроссвордом осуществляется фронтальная работа с коллективом детей, в ходе которой воспитанники вспоминают различные профессии.)

С помощью кроссворда определите, и назовите главное слово нашего занятия.

По вертикали: 1. ? Слайды 2-11

Проект по теме профеммиональный выбор

По горизонтали: 1. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу «….. и нюхая наестся»

Повар — человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.

По горизонтали: 2. Загадка:

Нам даёт товар и чек

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный …

Продавец — лицо, выступающее посредником между производителем товара и покупателем. В самых общих чертах задача продавца состоит в том, чтобы предоставить покупателю необходимый ему товар, и получить за этот товар деньги.По горизонтали: 3. Загадка:

Кто приносит нам газеты,

И от бабушки приветы?

Почтальон: Пока не придумали электронной почты, огромную роль играли люди, доставляющие письма. Итак, речь идёт о почтальоне — человеке, разносящем корреспонденцию и газеты. Этот человек приносит хорошие и плохие вести в конвертах.  По горизонтали: 4. Токарь детали обтачивает, а ………. – вытачивает. Фрезеровщик  — специалист по работам на фрезерном станке. На сегодняшний день, профессия фрезеровщика востребована, во всех метало — и деревообрабатывающих отраслях во всём мире. Огромный спрос на специалистов в этой области имеет Россия и Китай.

По горизонтали: 5. Разводит пчёл……..

Пчеловод  — специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.

По горизонтали: 6. Кто не может обойтись без следующих предметов: молоток, гвозди, рубанок.

Столяр — актуальная профессия в настоящее время приобретает новые сферы влияния. В основном столяр — это работник строительных или ремонтно-строительных организаций, предоставляющий всевозможные услуги по обработке дерева.

По горизонтали: 7. Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

Лесник

Краткое описание: Наш народ, как и многие другие, многим обязан лесу. Это щедрый подарок природы для нас и его необходимо сберечь. Так вот охрана леса от злоумышленников и пожаров — это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, как ещё говорят, в лесничестве. Казалось бы, лесник круглый год на вылазке, но на самом деле такая работа тоже подразумевает под собой определённые трудности и даже опасности. По горизонтали: 8. О ком поется в песне: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушка,  а девушки – потом»?

Пилот

По горизонтали: 9. Представителю, какой профессии советуют: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь»?

Швея Слайд № 12

Проект по теме профеммиональный выбор

- Назовите главное слово.

Слово педагога.

Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. После 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой вы продолжите своё дальнейшее обучение.

Именно об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашей деловой игры: «Твой профессиональный выбор». Выбор профессии – один из важнейших шагов в ваше будущее. Многие из вас уже определились в ходе реализации проекта, кем быть и куда поступить. Но, наверняка, некоторых еще не ответили самому себе, а хочу ли я им стать.

Выбрав правильно профессию, то есть профессию по душе, мы обретаем счастье. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно… (продолжите фразу).

- Ответы детей (задуматься о будущем, решить, кем стать, выбрать работу по душе, найти своё место в жизни).

Эти слова «реши, кем стать» вы слышали не раз и от педагогов, и от родителей. Но все же в глубине души вы понимаете, что скоро подойдет то время, когда с этим вопросом вы столкнетесь с глазу на глаз. II. Основная часть

1. Работа с толковым словарём.

Что такое профессия, специальность, квалификация? Слайд № 13

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача — хирург, терапевт и так далее).

Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

Должность — это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

требует специальной подготовки, обучения;

практикуется человеком регулярно;

служит источником средств к существованию.

Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков и без знаний профессии это невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий.

Скажите, пожалуйста, а какие рабочие профессии вы знаете? (столяр, портной, штукатур, маляр, повар, каменщик, дворник)

А кто знает, где можно получить рабочую профессию?

Правильно, профессию можно получить в профессиональных училищах, колледжах.

В этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. Профтехучилища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий. В профессиональном училище, колледже вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – свидетельство.

Итак, рабочую профессию вы можете получить в профессиональных колледжах и техникумах, где открыты коррекционные группы. Куда принимают ребят из нашей школы. Посмотрите на слайд, как много учебных заведений, которые могут принять вас. Слайд № 14

15 января мы с вами совершили виртуальную экскурсию по ПУ Хабаровского края. Слайд № 15

Ученица.

Приходи сюда учиться

Ученик и ученица,

Много здесь профессий разных,

Выбрать что, не знаешь сразу.

В жизни каждая сгодится,

Стоит только научиться.

2) Конкурс профессиограмм. Наш класс заранее был разбит на группы, на столах таблицы с названиями групп, то есть выбранные вами профессии: токарь, каменщик, штукатур – маляр и повар. И задача каждой группы сегодня – защитить выбранную вами профессию, доказать что ваша профессия самая, самая, самая. Каждая группа получила задание: составить профессиограмму по следующему плану: 1. Краткое описание 2. История 3. Значимость профессии 4. Уникальность 5. Риски 6. Где получить данную профессию. Каждая группа защищает презентацию.

III. Итоги занятия. Рефлексия.

Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились в ходе реализации проекта (воспитанники перечисляют).

-Где обучают этим профессиям?

-Где можно работать?

-Какую специальность вы можете приобрести (столяра), а переквалифицироваться?

(например: токарь-сварщик, фрезеровщик и т.д.)

Занятие №2

Ход занятия:

I. Организационная часть:

1) Конкурс «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы): Слайд № 16

Ребята прочитайте пословицы.

Терпенье и труд….(все перетрут.)

Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)

Землю солнце красит,…(а человека труд)

Труд человека кормит, …(а лень портит)

-Скажите, о чем они?

Это пословицы о труде.

Пословицы о работе.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.



Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.

II. Основная часть

После окончания ПТУ, что планируете делать? (работать)

Но прежде всего нужно трудоустроиться.

Из скольких слов состоит это слово? — труд и устройство. Слайд № 17

Подберите синонимы к слову труд.

ТРУД – работа, занятие, дело.

А что такое устроить?

Устроить — это значит определить, найти хорошее место работы.

Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.

Вакансия — наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник

- Какой в вашем представлении должна быть работа, чтобы её можно было назвать хорошей?

Слайд № 18

Хорошая работа

Хорошая работа

Достойно оплачиваемая

Достойно оплачиваемая



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст