Социальный проект Открытые сердца

Актуальность.

Что заставляет уходить в бессмертьеМельчайшие частички бытия?Их разделяют звезды и столетья,И вместе с ними исчезаю я.Но исчезая, во Вселенской книгеЯ оставляю четкие черты.И в каждом атоме, и в каждом мигеМеж мной и Вечностью наведены мосты.

Автор – 13летняя девочка-инвалид.

Люди с ограниченными возможностями –

люди с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. (Википедия)

Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в прокрустово ложе всеобщей похожести.

По тому, как общество относится к гражданам с ограниченными возможностями здоровья, судят об уровне цивилизованности того или иного государства. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне. Долгие годы проблемы инвалидов замалчивались, как бы пытались эти проблемы вообще не замечать, государство по факту ограничивалось выплатой пенсий или пособий. Многие инвалиды замкнуты в четырёх стенах, отгорожены, по сути дела, от общества. Чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый человек», какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе — он заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года N 355-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru).

Немного статистики.

По данным Организации Объединенных Наций: «В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни. Согласно статистике, в среднем 10 % жителей нашей планеты (более 500 млн. чел., из них 150 миллионов детей-инвалидов) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида».

По статистике (данные министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, www. minzdravsoc.ruСоциальное развитие/invalid- defence.)  в России на 2010 год 13,15 млн. инвалидов, что составляет 9% населения нашей страны.

Количество детей-инвалидов в РФ за несколько десятилетий.

1980 год

1990 год

2010 год

50 тыс.

155 тыс.

545 тыс.

12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Из общего числа детей инвалидов примерно 20% имеют психические расстройства, примерно столько же – врожденные аномалии. Более 30% детей страдают заболеваниями типа ДЦП, свыше 10% — дети-аутисты.

По статистическим данным в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре проживает более 44тысяч югорчан с ограниченными возможностями (3% населения округа), из них более 4,5 тысячи детей

Каково же отношение здоровых людей к инвалидам в нашей стране?

Немногочисленные исследования выявили следующее. Представители различных слоев населения в принципе признают (97,3%), что существуют слабые и незащищенные группы, нуждающиеся в помощи общества, и только 2,7% опрошенных говорили о том, что при оказании социальной защиты и помощи не должны никому отдавать предпочтение. На вопрос о приоритетности помощи некоторым группам людей были получены следующие ответы:

А на вопрос, какие чувства вы испытываете по отношению к инвалиду, большинство респондентов на первое место поставили жалость, а затем сочувствие, сострадание и безразличие.

    Линия поведения наших людей различна: одни закрывают глаза на эту проблему, другие  проявляют равнодушие и безразличие. В России не принимают людей с ограниченными возможностями, а жалеют их. Жалость инвалидам не нужна, им нужна возможность расти, развиваться, совершенствоваться и самореализовываться. Помочь инвалиду перешагнуть бордюр и подняться по лестнице согласится далеко не каждый, и вдобавок еще несколько раз напомнят ему, что он  сам не может преодолеть столь сложное для него препятствие. В остальное время от них просто отворачиваются, отказываются обслуживать, транспорт старается побыстрее захлопнуть двери. Помимо всего этого возможны насмешки, но что удивительно не только со стороны детей, но со стороны взрослых, образованных людей. Именно такое отношение и заставляет инвалидов считать себя изгоями общества.

Фиксирование ситуации в городе Нефтеюганске.

По данным статистики, по городу Нефтеюганску на 01.01.2010 года в городе проживает 26600 детей от рождения до 18 лет. Из них 342 ребенка имеют статус инвалидности.158 детей-инвалидов – это подростки. Кто-то из них обучается в общеобразовательных и коррекционных школах города и имеет возможность общаться со своими сверстниками. Но сколько среди подростков с ограниченными возможностями тех, кто по состоянию здоровья не обучается или обучается в домашних условиях. Круг общения таких подростков резко ограничен, но потребность общаться со сверстниками, устанавливать дружеские контакты испытывают многие из них. Существует множество барьеров, мешающих реализации права на участие в социальной жизни детей с особыми потребностями.

В 2010 году Правительством РФ была одобрена представленная Министерством здравоохранения и социального развития целевая государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг., цель которой формирование к 2015 году условий, для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.   К 2015 году количество городского автомобильного транспорта, оборудованного специальными средствами для перевозки инвалидов, должно возрасти с 8%, как сегодня, до 16,5%; более 10% граждан с ограниченными возможностями смогут регулярно заниматься спортом, сегодня — только 2%;планируется увеличить количество школ, где будет создана «универсальная безбарьерная среда», комфортные условия для совместного обучения инвалидов и здоровых детей, доля общеобразовательных учреждений, должна увеличиться с 2,5%, как сегодня, до 20%.

В ходе работы над проектом «Открытые сердца» мы решили узнать, насколько в нашем городе реализуется данная государственная программа и провели обследование образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования города и составили паспорт доступности данных учреждений для детей с ограниченными возможностями и детей, перемещающихся на инвалидных колясках:

Учреждения города

Наличие

поручней

пандуса

Общеобразовательные учреждения города

-

-

Музыкальная школа имени Андреева

-

-

Детская школа искусств в 11Б мкр.

+

+

Детская школа искусств во 2 мкр.

-

-

ДК «Юность»

-

-

ДС «Сибиряк»

+

+

Таким образом, архитектурные барьеры в нашем городе пока препятствуют совместному образованию и отдыху детей-инвалидов со сверстниками. У инвалидов нет возможности попробовать себя в различных видах деятельности и реализовать свои потребности в творчестве, а значит, они по-прежнему будут объектами насмешек и издевательств со стороны сверстников.

В нашей школе на протяжении нескольких лет проводятся акции милосердия (сбор канцтоваров, книг, DVD-дисков с мультфильмами, развивающих игр и т.д.) для детей и подростков с ограниченными возможностями реабилитационного центра «Детство», в них принимают активное участие все ученики нашей школы независимо от возраста. В связи с этим у нас возник ряд вопросов: а знают ли учащиеся школы, кто эти дети, какие чувства они к ним испытывают? Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов, в котором приняло участие 176 респондентов.

Результаты анкетирования, проведённого в школе (октябрь 2010г.)

Всем было предложено ответить на вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответы (в %)

1.

Знаете ли вы, почему некоторых детей называют «дети с ограниченными возможностями»?

да-100%

2.

Какие чувства вызывают у вас такие дети?

сочувствие – 49%,

уважение – 22%,

жалость – 20%,

не задумывались– 8%,

любопытство– 1%

3.

Возникает ли у вас при виде инвалида желание помочь ему?

да – 75% ,

это обязанность государства– 19%,

нет — 6%

4.

Как бы вы отнеслись к тому, если бы эти дети учились с вами в одном классе?

должны учиться в специализированных школах - 54%,

положительно (они обычные дети)- 36%;

безразлично -10%

5.

Есть ли среди ваших знакомых, друзей дети с ограниченными возможностями?

да -7%,

нет -93%

6.

Как вы считаете, достаточно ли приспособлен наш город для удобной жизни инвалидов?

да – 7%

нет – 48%

частично – 45%

При подведении итогов анкетирования мы выявили, что среди учащихся нашей школы есть ребята, которые сочувствуют (49%), помогут (75%), готовы учиться вместе с инвалидами (36%), а значит, смогут научить детей с особыми потребностями принимать мир и себя в этом мире, выражать свои чувства, справляться с различными ситуациями. Но мы не могли оставить без внимания и такие ответы наших респондентов: инвалидам должно помогать государство (54%), среди знакомых нет (93%) детей с особыми потребностями (может они не хотят замечать их, так как не готовы помочь?), а некоторым и вообще безразлично, где будет получать образование данная категория детей. Мы считаем, что обязанность любого здравомыслящего человека — приучить других детей и подростков к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые имеют те же потребности к игре, к уважению, дружбе и любви, к оказанию помощи окружающим, к приключениям и испытанию своих сил, к различным формам группового общения и обучения, к включению в образовательную среду, к участию в жизни общества.

После всех проведённых исследований мы определили главную проблему: нарушение связи между детьми с ограниченными возможностями и социумом, ограниченная мобильность, бедность общения со здоровыми сверстниками, всё это препятствует их приобщению к современным достижениям цивилизации, выбору найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Мы решили изменить эту ситуацию и в 2010 году создали инициативную группу. Свою деятельность мы направили на поддержку и оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями из реабилитационного центра «Детство». В данном социальном учреждении проходят социальную реабилитацию 65 детей до 18 лет. 45% из них – это подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Воспитанники Центра имеют возможность общаться друг с другом, получают качественное медицинское обслуживание, но для развития и социальной адаптации им необходимы: Общение, Наглядные и Чувственные впечатления, Любовь и Забота здоровых сверстников.

Таким образом, определили цель проекта: создать обстановку благоприятной дружественной подростковой среды путем организации совместной деятельности.

Задачи:





раскрыть способности подростков с ограниченными возможностями в совместной творческой деятельности;

развить социально-значимые качества детей с ограниченными возможностями, необходимые им для адаптации в социуме;

способствовать воспитанию у сверстников толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;

увеличить количество участников социального проекта.  

Для осуществления поставленных целей и задач необходимо сделать шаг навстречу друг другу, и тогда подростки с ограниченными возможностями научатся находить себе друзей, общаться друг с другом, воплощать собственные идеи и разрешать конфликты, а мы сможем вести себя со своими сверстниками с ограниченными возможностями на равных, а не ощущать себя лишь помощниками или поводырями, научимся понимать и уважать их личности.

Этапы нашей работы и сроки реализации

Этап

Мероприятия

Предполагаемые результаты

Сроки

Организационный

- создание инициативной группы;

- изучение социального явления в обществе;

- опрос детей и подростков с ограниченными возможностями РЦ «Детство» с целью выявления их возможностей и способностей.

Эти мероприятия будут способствовать выявлению уровня потребности и заинтересованности окружающих в изменении данного социального явления, помогут организовать интегрированные группы подростков по интересам с учетом индивидуальных особенностей.

Сентябрь – октябрь

2010 года

Практический

- разработка и реализация плана работы;

-организация работы интегрированных групп по интересам:

«Юный олимпиец»;

«Умелые руки»;

«Акварельки»;

«Домисольки»;

«Всезнайки»;

-организация концертных программ.

Подростки получат уникальную возможность познакомиться друг с другом в процессе совместной деятельности, смогут создать совместный продукт в результате своей работы, научатся простраивать общественно-значимые отношения друг с другом.

Ноябрь 2010 года-

апрель 2012гда

Аналитический

-подведение итогов работы над проектом;

-создание видеофильма

«Радуга детства».

Будут реализованы потребности подростков с ограниченными возможностями в расширении социальных контактов,

повысится уровень самоорганизации, чувства благородства, душевной щедрости и солидарности обучающихся школы через сотрудничество и сотворчество с детьми с ограниченными возможностями,

увеличится количество участников социального проекта.

Май 2012 года

Реализуя свой социальный проект «Открытые сердца», мы руководствовались следующими правилами:

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Не злоупотребляй своими преимуществами, не самоутверждайся за счет больного.

Помни, доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые.

Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства.

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.

В начале своей работы мы приходили к детям в РЦ «Детство» с тематическими концертными программами, показывали кукольные спектакли. Дети Центра всегда активно участвовали в конкурсах, которые мы им предлагали, с восторгом встречали нас каждый раз. В общении с ними ,мы выяснили, что дети интересуются музыкой, им нравится танцевать, они с большим старанием рисуют солнце, свою семью, своих друзей, с удовольствием играют в футбол, некоторые хотели бы поучаствовать в соревнованиях по шашкам. И тогда мы решили объединиться в группы по интересам, таких групп получилось пять.

Группы по интересам

Примечание: каждый ребёнок может переходить из одной группы в другую.

Среди ребят нашей школы мы нашли немало единомышленников, которые с удовольствием присоединились к нам, и на сегодняшний день два раза в месяц мы приходим к своим друзьям и замечательно, а главное, с пользой проводим время. Наши друзья с удовольствием приходят на мероприятия в нашу школу. К сожалению, такие встречи (по ряду обстоятельств) бывают редки. Организовывая игры, мы помогаем им ответить на вопросы: как обращаться с деньгами, как выбрать необходимые продукты и приготовить себе пищу, как реагировать на взгляды окружающих, как добраться общественным транспортом до нужного места, как правильно перейти проезжую часть, как следует себя вести в кинотеатре и еще множество других «как».

В ходе реализации проекта

Мы организовали и провели:

7 «Уроков доброты» для учащихся 1-4 классов,

3 беседы на темы «Милосердие и доброта»,» В деле ты добрее, вложи в него всё лучшее своей души», «Доброта –это солнце внутри человека», для учащихся 5-7 классов;

3 дискуссии для учащихся 9-11 классов: «Обычные люди», « Мир открыт каждому», «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь»;

2 акции «Твори добро», «Тепло наших сердец» — собрали подарки: канцтовары, развивающие игры, книги;

оформили в школе выставку рисунков, поделок детей из РЦ «Детство»;

«Весёлые старты»;

практическое занятия «Внимательный пешеход» в автогородке совместно с сотрудниками ГИБДД

3 праздника: «День знаний», «Новогодний калейдоскоп», конкурс инсценированной песни, посвящённый Дню защитника Отечества;

оказываем шефскую помощь Ноздрачёву Владу, ему 12 лет, живёт в 8мкр. У Влада заболевание опорно-двигательной системы, он может передвигаться только на инвалидной коляске. Вместе с ним слушаем музыку, читаем книги. Мы подготовили для него музыкальное поздравление с Днём защитника Отечества.

Мы привлекли к реализации проекта новых участников:

Количество участников проекта «Открытые сердца»

май 2011 год

февраль 2012 год

38

73

Мы изменили отношение учеников школы к детям и подросткам с ограниченными возможностями:

Результаты анкетирования:

п/п

Вопросы

октябрь 2010г.

февраль2012г.

1.

Какие чувства вызывают у вас такие дети?

сочувствие – 49%,

уважение – 22%,

жалость – 20%,

не задумывались– 8%,

любопытство– 1%

сочувствие – 67%,

сострадание -20%,

уважение – 13.,

2.

Как бы вы отнеслись к тому, если бы эти дети учились с вами в одном классе?

Должны учиться в специализированных школах 54%,

положительно (они обычные дети)- 36%;

безразлично -10%

должны учиться в специализированных школах – 33%;

положительно (они обычные дети) -58%

3.

Есть ли среди ваших знакомых, друзей дети с ограниченными возможностями?

да -7%,

нет -93%

да, просто я не обращал на них внимание – 37%.

Отзывы участников социального проекта:

Катя П.: Самые большие эмоции у меня вызвало общение с этими «особенными» детьми. Меня удивило то, что они абсолютно нормальные и клевые. Они любят общаться, они вежливые и интересные.  Раньше я никогда не общалась с такими детьми и испытывала, скорее, инстинктивный животный страх перед ними. Но на деле все оказалось не то чтобы не так страшно, а не страшно совсем.

Александр А.: Дети — изумительные, настоящие дети — со всей ласковостью и непосредственностью.

Лиля Д.: Слово «инвалиды» у меня всегда вызывало чувство жалости, оно вселяло страх. Но, общаясь с этими ребятами на занятиях, я поняла, что они абсолютно такие же, как мы, со своими эмоциями и ощущениями.

Влада Л.: Когда я впервые пришла в Центр, я боялась, я не знала, как общаться, играть с детьми, но первый же опыт общения с детьми показал то, что с ними надо быть на равных.

Мы уверены, что наши открытые сердца и совместные дела дали возможность детям и подросткам с ограниченными возможностями почувствовать себя нужными и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты. А их у ребят очень много! А мы научились быть ответственными, потому что знали, что нас ждут, мы нужны; терпимыми, так как необходимо приложить немало усилий и стараний, чтобы совместная работа имела успех; великодушными — именно доброта, искренность, умение поделиться своими умениями дали нам возможность завоевать доверие наших друзей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст