Социальный проект Конституция РФ — путь к правовому государству

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

г. Шахты Ростовской области

346527 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Индустриальная, 1г, тел. / факс (8636) 24-22-19, е-mail: [email protected]

Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции РФ

Проект

«Конституция России – путь к правовому государству»

Выполнили учащиеся 11 класса «А»

Гофанова Екатерина Андреевна,

Угарова Светлана Александровна

Руководитель: учитель истории

и обществознания

Савина Людмила Владимировна

МБОУ СОШ №20 г.Шахты

Ростовской области

г. Шахты — 2013

Паспорт проекта

Аннотация проекта с.3

Актуальность проекта с.3

Постановка проблемы с.3-6

Цель проекта с.6

Задачи проекта с.6

Стратегия достижения поставленных целей и задач с.6

План проекта с.7-8

Ожидаемые результаты и их практическая значимость с.8

Бюджет проекта с.8-9

Эффективность проекта с.9

Аннотация проекта.

Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ. Необходимость появления такого проекта вызвано следующими обстоятельствами.

Для каждого государства Конституция является “паспортом страны” – основополагающим документом жизни и деятельности, как всего государства, так и каждого отдельного гражданина государства. По содержанию Конституции можно судить, в частности, о том, насколько государство является демократическим, какие гарантии оно предоставляет своим гражданам и как они реализуются государством, каковы высшие органы государственной власти и какую роль каждый из этих органов играет в управлении государством, какова судебная система государства и гарантии независимости судопроизводства.

Каждый гражданин государства должен быть знаком с Конституцией — основным документом жизни и деятельности как его страны в целом, так и его самого.

Проект направлен на то, чтобы граждане России были знакомы с Конституцией России, знали ее содержание, права и гарантии, предоставленные основным законом страны. Знание Конституции России каждым гражданином России будет способствовать подъему общего уровня образования и культуры.

Актуальность проекта.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в школах является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркивал важнейшую роль Конституции в становлении демократии и правового государства, в необходимости избавления от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.

Постановка проблемы.

Начало развитию Конституции социалистического типа положила Конституция РСФСР 1918 г. Последующие Конституции в РСФСР принимались в 1925, 1937 и 1978 гг.

Общая черта, характеризующая Конституции РСФСР, — их классовый характер.

Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан, но гарантии и механизм реализации этих прав отсутствовали.

Новый проект Конституции РФ был разработан весной 1993 г. по инициативе Президента РФ. Всенародное голосование по проекту Конституции РФ состоялось 12 декабря 1993 г., в ходе которого и была принята новая Конституция РФ, вступившая в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования — 25 декабря 1993 г.

В соответствии с действующей Конституцией Российская Федерация — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, характеризующееся следующими основными чертами: высшая ценность — человек, его права и свободы; многонациональный народ РФ — носитель суверенитета и единственный источник власти; социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности подлежат защите и обеспечению равным образом; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признается и гарантируется местное самоуправление; признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (но при этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной); составная часть правовой системы РФ — общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, но в них отсутствовали некоторые положения, способствующие пониманию Конституции в современном значении этого слова.

Первой Конституцией, представляющей единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию США 1787 г. Эта Конституция действует по сей день.

Признаки Конституции РФ:

учредительный характер и особый предмет регулирования;

особый порядок принятия: народом на референдуме, парламентом, Конституционным (Учредительным) Собранием или иным органом, специально формируемым для этой цели;

особые юридические свойства: устанавливает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина;

Конституция — ядро правовой системы;

особая правовая охрана;

особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок и дополнений.

Структура Конституции РФ: преамбула (введение) и два раздела.

В преамбуле содержатся положения, имеющие важное значение для уяснения содержания конституционных норм, их применения.

Раздел первый Конституции РФ включает девять глав, разделенных на 137 статей.

Раздел второй Конституции РФ включает девять пунктов, содержащих положения, определяющие порядок вступления в силу Конституции РФ.

Знают ли наши сверстники, какими правами и свободами обладают граждане России? Какие обязанности существуют у граждан нашей страны? Как изменились права, свободы и обязанности граждан по сравнению с Конституцией РСФСР. Каковы основы конституционного строя РФ? Что является «высшей ценностью» нашего государства? Какой принцип важней: «государство для человека» или «человек для государства»?

На уроках обществознания, классных часах не раз об этом говорилось. Китайская пословица гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму». И мы поняли важно не только рассказывать, но дать возможность самим принять участие, действовать. Было принято решение разработать проект «Конституция России – путь к правовому государству».

Для выявления проблемы был проведен социологический опрос среди учащихся и их родителей. Было выявлено, что наиболее актуальной проблемой является проблема низкой правовой культуры, правовой безграмотности большинства опрошенных граждан. Граждане России не интересуются и не достаточно знают свои права и обязанности по отношению к государству.

Итоги социологического опроса:

Знаете ли вы, чем является Конституция для граждан России?

20% — кодекс законов

30% — правила поведения людей в обществе

33% — основной закон страны

17% — воздержались от ответа.

Сколько Конституций насчитывает история России?

55% — 2

22% — 5

23% — не знаю

Когда была принята последняя (действующая) Конституция РФ?

54% — 12 декабря 1993 г.

26% — давали разные ответы

20% — не знали ответа

Президент – глава государства. Какие функции он выполняет?

70% — глава правительства

30% — гарант прав и свобод граждан

Является наше государство правовым?

70% — нет, так как не соблюдаются права человека, нарушаются законы

20% — да, так как граждане имеют возможность защищать свои права и отстаивать свои интересы

Знаете ли вы, в какой орган можно обратиться за защитой своих прав?

100% — суд.

С целью привлечения каждого к личному участию в решении проблемы на активе школы было решено провести классные часы по освещению данной проблемы и задать учащимся вопрос «Что вы предлагаете сделать для повышения правовой культуры молодежи?»

Исходя из итогов опроса, определили круг задач:

Провести классные часы о значении Конституции для каждого гражданина России;

Провести политико-правовые ролевые игры (круглый стол, дебаты);

Организовать ученическую конференцию «Навстречу 20-летию Конституции России»;

Провести конкурс рисунков «Мои права и права моей семьи»;

Викторины, брейн — ринги;

Конкурс эссе «Я — гражданин России!»

Цель проекта:

Познакомить с основными положениями Конституции Российской Федерации и повысить уровень правовой культуры учащихся.

Задачи проекта:

Повысить уровень правовых знаний и правовой культуры учащихся;

Заинтересовать школьников в распространении своих знаний о Конституции среди младших школьников, сверстников и членов своих семей;

Оформить информационный стенд «Конституция России – путь к правовому государству»;

Подвести учащихся к необходимости знать и уметь использовать на практике и отстаивать свои права, исполнять свои обязанности;

Способствовать воспитанию патриотических чувств, гордости за страну, в которой мы живем.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Работа над общим делом позволит участвовать детям с разными способностями, поэтому ожидается вовлечение большей части учащихся.

Самый ценный результат этого проекта – сплочение коллектива детей, родителей и учителей, а также уверенность учащихся в своих силах, умение держать аудиторию, способность быть «проводником» между старшим звеном и младшими школьниками, развитие лидерских способностей и желание приносить максимальную пользу окружающим, родной школе, любимому городу, великой России.

План реализации проекта

«Конституция России – путь к правовому государству»

Этап

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1. Подготови-

тельный

1. Заседание Актива школы

старшеклассников, принято решения о реализации проекта «Конституция России – путь к правовому государству»

10 сентября

Совет старшеклассников

2.Социологический опрос

«Что вы предлагаете сделать для повышения правовой культуры молодежи?»

11 – 15 сентября

Актив класса

3. Составление сметы расходов и определение источников финансирования.

16 сентября

Совет старшеклассников

4. Разработка плана мероприятий

16-20 сентября

Совет старшеклассников

2. Основ-ной

1. Проведение классных часов о значении Конституции для каждого гражданина России

21-25 сентября

Творческая группа старшеклассников, активы классов

2. Создание информационного стенда «Конституция России – путь к правовому государству»

сентябрь

Краеведческий клуб «Родник» совместно с учителем обществознания

3. Создание буклетов для младших школьников «Мы — граждане Российской Федерации»

сентябрь

Краеведческий клуб «Родник» совместно с учителем обществознания

4. Конкурс презентаций «Конституция РФ – история создания» (желающие 5-11 класс)

сентябрь

Творческая группа старшеклассников, активы классов, совместно с учителем информатики и обществознания

5. Ученическая конференция «Конституция России – путь к правовому государству» (старшеклассники для учащихся среднего звена)

октябрь

Творческая группа старшеклассников, активы классов

6. Конкурс рисунков «Мои права и права моей семьи» (1-4 классы)

октябрь

Совет старшеклассников, вожатая

7. Конкурс эссе «Я — гражданин России!» (8-9 классы)

ноябрь

Совет старшеклассников, учитель обществознания

8. Политика — правовая ролевая игра (дебаты) «Правовое государство – быть или не быть?» (10-11 классы)

ноябрь

Учитель обществознания

9. Викторина «Я знаю…» (2-4 классы)

Ноябрь

Совет старшеклассников, учитель обществознания

10. Брей — ринг «Гражданин и Конституция» (5-6, 7-8 классы)

ноябрь

Совет старшеклассников, учитель обществознания

11. Олимпиада «20-летию Конституции РФ посвящается»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст