Социальные статусы и роли

Класс 8

Тема: Социальные статусы и роли

Тип урока: комбинированный

Цели: дать представление о социальных статуса и ролях человека в обществе.

Основные понятия: социальный статус, социальная роль.

Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, ноутбук.

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся по теме «Социальная структура общества»

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала.

План:

Социальная позиция человека в обществе

В поисках себя

Отцы и дети

По признаку пола

Кого называют личностью?

Что такое социализация?

Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе? Как меня воспринимают люди? Но это вопрос не ком не. Это вопрос ко всем людям. Давайте попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.

Вот кто вы? Вы ученики 8 класса. Мальчики или девочка. Вы спортсмены. Вы сын или дочь, внук или внучка. Вы граждане России и т.д. И так можно до бесконечности. У вас у каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.

Та позиция, которую занимает человек, согласуясь с определённым ему статусом называется социальным статусом.

Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)

Социальные статусы и роли план

Таким образом социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.

Типы социальных статусов:

Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения

Достигаемый статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)





Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.

Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Пример: отличник – это человек у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.

Какие же социальные статусы и социальный роли являются типичными и яркими в жизни?

Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.

Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.

Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?

Работа с учебником стр. 192

Таким образом, общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.

Работа с учебником стр. 192 «Ситуация»

«Вся жизнь игра, и все мы в ней актёры» — так сказал В. Шекспир. И это действительно так.

Далее рассказ можно построить по следующему плану:

Деление людей по возрасту.

Отношение к отдельным возрастным группам в разное время (старики, лети, молодёжь)

Возрастная группа – поколение (примерно в рамках 30 лет)

Взаимоотношения между поколениями

Разделение на социальные группы по полу

Изменение гендерных ролевых установок.

Закрепление изученного материала

Рабочая тетрадь № 1,2,3

Домашнее задание.

Прочитать параграф 24

Рабочая тетрадь№ 6,7

Рубрика «В классе и дома» № 1,4,5

Подведение итогов урока. Выставление оценок.