Социальные группы и их классификация

ТЕМА: «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»( 11 класс).

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Обобщить знания о социальных группах и их классификации;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Обобщение знаний по теме урока.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы должны обобщить знания по теме урока. Вы помните, что люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп. Дайте определение понятиям «социальная общность» и «социальная группа».

Ответ:

Социальная общность — это реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками, отличающаяся аморфностью, недостаточной определенностью, неустойчивостью границ и расплывчатостью состава.

Учитель: Назовите признаки социальной общности.

Ответ:

1.сходство жизненных условий

2. общность потребностей

3. наличие совместной деятельности

4. социальная идентификации членов общества.

Учитель: Одной из составляющих социальной общности являются социальные группы. Дайте определение понятию «социальные группы».

Ответ:

Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Учитель: перечислите виды социальных групп.

Ответ:

Малая группа и большая группа.

Первичная группа – вторичная группа

Номинальная группа и реальная группа

Формальная группа и неформальная группа.

Квазигруппа.

Учитель: Приведите примеры каждого вида групп и их характеристики.

Ответ:

Малая – семья, школьный класс, компания друзей (от 2-3 до 20-30 человек, хорошо знающих друг друга, занятых каким-либо общим делом и имеющие общие цели).

Большая – нация, класс, страта ( занимающая одинаковое положение в структуре общества)

Первичная – группа друзей, сверстников, соседей (межличностный характер и взаимная поддержка)

Вторичная – производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии.

Номинальная – пассажиры пригородных поездов, покупатели одного и того же товара и т.д.

Реальная – мужчины, женщины, русские, дети, учителя( пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства.

Формальная — класс, команда и т.д.

Неформальная – поэтический кружок, болельщики одной команды, общество филателистов( возникает по интересам).

Квазигруппа – аудитория, фан-группа, толпа ( малоостойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.)

Учитель предлагает выполнить задания:

К социальным группам, созданным по демографическому признаку НЕ относятся:

А) дети В) пожилые люди

Б) женщины Г) предприниматели

2. Элементом социальной структуры общества является:

А) класс В) государство

Б) кооператив Г) банк

(Позиция кодификатора «Социальная группа», тип заданий: задания с выбором ответа)

1.Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ

1.осетины А) класс

2.предприниматели Б) этнос

3.чеченцы В) малая группа

4. клуб болельщиков «Спартака» Г) квазигруппа

5.крестьянство

6.фанаты Димы Билана

(Позиция кодификатора « Социальные группы». Тип задания: задания с кратким ответом).

II. ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ.

1.Ниже перечислены 4 социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда.

(задания – с выбором ответа)

1.дети

2.пожилые люди

3.мужчины

4.молодежь.

2.Для определения социальной структуры современного общества существенным признаком является:

1.политические взгляды

2.культурные интересы

3.личный авторитет

4. размер получаемого дохода.

3. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп:

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1. верно только А 3.верны оба суждения

2. верно только Б. 4.оба суждения неверны.

4.Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А.Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б.Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

1.верно только А 3.верны оба суждения

2.верно только Б. 4. оба суждения неверны.

__________________________________________________________________

(Задания — с кратким ответом. Распознавать понятия и их составляющие).

5.Ниже приведен перечень социальных групп. Все, кроме одной образованы по конфессиональному признаку. Укажите «выпадающий» термин.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

( Задания –с кратким ответом. Классификация путем установления соответствий)

6.Установите соответствия (социальные группы – критерии): к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КРИТЕРИИ

А.мужчины 1. демографический

Б.племена 2.этнический

В.народности

Г.дети

(Определение терминов и понятий, соответствующих контексту)

7.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.

«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать __________(1), является групповая__________(2). Каждой группе присущ социально-психологический ____________(3) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные _____________(4) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _________(5). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые ______________(6) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов.

1.сплоченность 6.традиция

2.норма 7.совсестимость

3.разобщенность 8. взаимоотношение

4.ориентация 9.лидерство

5.традиция 10.климат

( задания – с развернутым ответом. Умение применять термины и понятия).

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа». Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащих информацию о «социальных группах».

После завершения работы учитель спрашивает учащихся о тех заданиях, которые вызвали затруднения и дает пояснения.

Оценки за тест будут объявлены на следующем уроке.

Выставление оценок за урок. Домашнее задание.