Социально-трудовая адаптация учащихся

Социально-трудовая адаптация учащихся.

Учитель профессионально — трудового обучения: Александрова Ирина Алексеевна.

Слайд 2.

 Социально – трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями в здоровье, понимается как « процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствии с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями» ( В.В. Коркунов, 1990).

Слайд 3.

ЦЕЛЬ трудового воспитания — обеспечить в трудовом воспитании систему, воспитание и становление личности в условиях трудового коллектива, более полно использовать резерв личности учащегося

Слайд 4.

Задачи:

Сформировать у учащихся потребность в необходимости труда.

Целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности.

Воспитывать сознательное отношение к труду на основе необходимых знаний и умений.

Профессиональная ориентация, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.

Анализ тестирования.

Слайд 5-10.

Слайд 11.

Система работы школы — интерната,

 способствующая социально-трудовой адаптации учащихся.

1.      Урочная работа:

-   Специальные занятия по социально-бытовой ориентации

-  Уроки общеобразовательного типа

-   Уроки труда

2. Внеурочная работа:

-   Занятия с воспитателем

-   Общественно-полезный труд

-   Групповая и общественная работа во внеурочное время (кружки).

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.

Младший школьный возраст определяется как важный этап подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

   У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

Виды деятельности:

ручной труд и общественно-полезный труд.

беседы на внеклассном чтении, при изучении произведений отруде

проведение коллективной деятельности школьников создание ими общественно продукта.

игровые занятия курса «В мире профессий», дидактические игры.

В процессе работы создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Воспитанники активно включаются в работу по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на пришкольном участке, в школьных мастерских, подшефную работу.

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.

Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения, а также в ходе  разнообразной внеурочной практической деятельности.

   Трудовое обучение в нашей школе в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по профилям:

Слайд 12.

Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:

▪ Слесарное дело 

▪ Столярное дело 

▪ Швейное дело  Факультатив

▪ Декоративная реконструкция изделий

Кружки

▪ Мягкая игрушка

▪ Лоскутик

▪ Цветы в доме

Слайд 13 — 21.

Особенности трудовой деятельности старших школьников.

1. Создана система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.

2.Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме. 3. Для успехов в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда. Изготовлены рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы трудовой подготовки — приобретено новое оборудование для столярной мастерской. Это позволяет стабильно в течение ряда лет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству.

4. Разработаны рабочие программы: профессионально — трудового обучения и трудового обучения по профилям: «Столярное дело», « Швейное дело» для 5-9 классов и « Основы швейного производства» для учениц 10-11 классов. Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия и заказы школы: пошив игольниц, прихваток, рабочей формы, мешков под сменную обувь и спортивный инвентарь, ремонт школьной мебели, изготавливают разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки и другие предметы быта. В работе практикуется бригадная форма организации труда, изготовление изделий с применением пооперационного разделения труда.





5. Используем дифференцированное развивающее обучение : применение различных способов контроля и самоконтроля; обучение рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся. Приучаем учащихся выполнять работу максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие имело эстетичный вид и соответствовало образцу. Прививаем навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.

6. Проводим на уроках целенаправленное профессиональное ориентирование по профессии столяр, швея: беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями учебных заведений, юристом — для разъяснения возможности дальнейшего обучения и трудоустройства, организация конкурсов с элементами соревнования между учащимися в рамках проведения « Недели труда».

7. Организована и проводится внеурочная работа по предмету на кружковых занятиях: изготовление сувениров, подарков к праздникам, изучение техники вышивания и лоскутного шитья; организация тематических выставок изготовленных поделок « Новогодняя игрушка», « Встречаем весну», « Птичий базар», « Забавный мир кошек». Ежегодно проводятся

« Недели труда» — эти занятия дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения в конкурсах, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно.   Ведётся подготовка учащихся к внешкольным мероприятиям с учетом задач социально-трудовой адаптации. Подготовка и участие учащихся в конкурсе « Лучший по профессии» в г. Твери.

Слайды 22-23.

  Учащиеся, возглавляемые учителем биологии и сельскохозяйственного труда Ильиной Л.Н., с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы, сажают цветы, подкармливают их, удаляют сорняки.

На занятиях кружка «Цветы в доме»: с увлечением изучают познавательную литературу и ухаживают за комнатными цветами.

 Приобщать детей к профессии – дело трудное и кропотливое, это ежедневная работа, растянутая на годы. Правильно мы должны ориентировать не только  детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии.

  Перед выпускниками встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?” , “Куда пойти учиться, работать?”

Слайд 24.

Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве

Профессиональная диагностика – изучает особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии

Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении деятельности.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.

Слайд 25.

Как показали исследования ( анкеты ) многие учащиеся определились с выбором будущей профессии, но не имеют представления о трудностях, социальной значимости.

Учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.

Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать, поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания.

Слайд 26.

Мероприятия по профессиональной ориентации школьников

проведение спецкурса «Основы выбора профессии»

осуществление    профессионального  информирования  школьников  (о профессиях» о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

осуществление психофизиологической диагностики способностей;

проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;

работа кружков технического и художественного творчества;

организация выставок технического и художественного творчества;

● проведение экскурсий на предприятия, в организации.

       

Приложение 1.

Анкета.

Класс…………..

Фамилия, имя……………………………………………………………..

1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни)

а ) да ;

б) нет

2. Какой труд тебе больше нравиться? ( Выбери ответ и подчеркни)

а) умственный;

б) физический;

в) умственный и физический;

3. Что побуждает тебя трудиться дома?

( Выбери ответы и подчеркни, несколько вариантов)

а) интерес к выполняемой работе;

б) применять свои знания и умения на практике;

в) требования родителей;

г) материальная нужда;

4. Что побуждает тебя заниматься общественно- полезной работой в школе?

( Выбери ответы и подчеркни, несколько вариантов)

а) интерес к выполняемой работе;

б) применять свои умения на практике;

в) требования педагогов, воспитателей;

г) общественное мнение коллектива класса;

5. Осознаёшь ли ты свою ответственность выполняемой работы?

а) да;

б)нет

в) не знаю как ответить.

6. Какие виды общественно – полезного труда ты выполняешь

Дома………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В школе…………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Приложение 2.

Анкета «Скорая помощь в выборе профессии»

Инструкция. Если ты уже задумываешься о будущей профессии и карьере, ответь на эти вопросы, обведя в кружок подходящие варианты ответа.

1.  Выбрал (а) ли ты профессию?

а) Да б). Нет

2.   Если да, то какую?………………………………………………………………………….

3.   Что ты знаешь о своей будущей профессии? (несколько вариантов)

1)     предмет, содержание, условия труда;

2)  профессионально важные качества;

3)  места, где можно получить эту профессию;

4)  спрос на эту профессию на рынке труда;

5)     медицинские противопоказания.

4. Что тебе мешает выбрать профессию? (несколько вариантов)

1)     плохо знаю мир профессий;

2)  плохо знаю свои возможности;

3)  не могу выбрать из нескольких вариантов;

4)  не знаю, как выбирать профессию;