Социально-педагогический мониторинг воспитанниц

Социально - педагогический мониторинг воспитанниц

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом в работе с детьми-сиротами. На попечении государства сравнительно мало настоящих сирот, т.е. детей, у которых нет родителей. В основном это социальные сироты, у которых есть родственники, но дети с ними не живут в силу обстоятельств от них не зависящих. Это дети, оторванные от семейной жизни. Социальный сирота обычно не имеет положительного опыта семейной жизни, распорядка дня, налаженного быта, справедливого распределения обязанностей в семье, разумного ведения хозяйства. Он лишен опыта теплых ровных семейных отношений. Поэтому основными задачами своей воспитательной работы мы считаем:

— Воспитание человека, адаптированного к требованиям общества.

- Привития воспитанницам чувства сострадания, любви

- Создание условий для самореализации личности воспитанника.

- Успешная социализация.

Я работаю в квартире, в которой проживает 20 девочек в возрасте от 15 до 20 лет. Живут они в комнатах по 2 и 3 человека. Одновременно они являются учащимися различных 8 групп 1 и 2 курса обучения. В прошлом учебном году мы выпустили 4 воспитанницы. Одна из них, успешно сдав ЕГЭ, поступила в Университет.

Принимая 1 сентября детей, свое знакомство с ними мы начинаем с индивидуальной беседы, стараясь расположить к себе с первого дня. Это необходимо для получения и непосредственной корректировки информации. Беседа-это способ для проникновения во внутренний мир ребенка, возможность для понимания его проблем. В ходе беседы заполняется анкета с указанием его личных данных, с какого образовательного учреждения он к нам прибыл, наличие или отсутствие жилья, ближайшие родственники и контакты с ними. Даются телефоны воспитателей квартиры, телефон вахты, старшего воспитателя. В ходе дальнейшего проживания ребенка в квартире и общения с ним мы заполняем «Личное дело» воспитанниц, которое включает в себя:

- Анализ семейной ситуации (полная характеристика семьи)

-Анализ информации о воспитаннице, в котором даем характеристику успеваемости, посещаемости. Раскрываем особенности взаимоотношений в квартире, воспитателями, мастерами.

-Характеристика психического и физического развития, поведенческих особенностей.

-Внеурочная деятельность (организация досуга, интересы и предпочтения в проведении свободного времени, участие в жизни квартиры, общежития, училища)

-Социально-бытовая характеристика (начитанность, широта кругозора, степень адаптированности в квартире, планы на будущее)

-Краткая характеристика воспитанницы за текущий учебный год, к которой подкрепляется характеристика психолога, мастера.

-Заполняется дневник правонарушений (что совершено ребенком, какая проведена работа по предотвращению подобных нарушений.)

-Дневник педагогических наблюдений. Он ведется со дня поступления и до дня выпуска, в нем отслеживается динамика развития воспитанницы.

Итогом всего этого является проведение анализа результативности проделанной работы, в котором мы отражаем все положительные, отрицательные изменения в характере, поведении, общении воспитанницы за прошедший учебный год. Указываем возможные причины этих изменений. Группируем основные проблемы воспитанницы в учебе, поведении, общении.

Большое внимание уделяется беседам, направленным на успешную социализацию — разбор конкретных ситуаций, с которыми придется столкнуться нашим девочкам: «Как избежать конфликта?», «ваша жилплощадь», «Вместе дружная семья», «Как правильно вести себя, если вас задерживает полиция». Наряду с этим проводим анкетирование, тестирование, тренинги на определение личностных качеств и интересов воспитанниц, на принадлежность ребенка к квартире, на диагностику уровня толерантности, нравственных приоритетов у воспитанниц. Проводим анкетирование на изучение мнения подростков по проблемам зависимостей. В связи с полученными данными мы корректируем свою работу.

К сожалению, поступление в наше образовательное учреждение детей «группы риска» значительно увеличилось. Это дети с «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым они принадлежат. Дети с антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими людьми, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости, мстительности.

Следует помнить, что такие дети обидчивы, неадекватно реагируют на ситуацию, чувствительны к реакциям окружающих, легко впадают в депрессию. Главное в этом случае — принимать таких детей, строить взаимоотношения с ними, взаимодействовать.

Взаимодействие – это основное условие успешности нашей работы, это и взаимодействие с мастерами, кураторами, социальными педагогами, психологами. Пользуясь, случаем, хочу поблагодарить мастера 295 группы Смирнову Людмилу Анатольевну, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Долгорукову Светлану Евгеньевну, психолога Павлову Наталью Николаевну за совместное сотрудничество и регулярное общение.

Главное дело наших детей – получить образование, и мы об этом помним. Поэтому стараемся всячески поддерживать и помогать.

В связи с введением новых образовательных стандартов возросло количество самостоятельной работы, и наша задача – контролировать и помогать по возможности выполнять её. Это и контроль домашних заданий, и рефераты, и распечатка материалов. Три наши воспитанницы в этом году, окончив школу 8 вида, решили продолжать обучение в вечерней школе. Обучение таким детям дается тяжело, им уделяется особое внимание.

Анализ работы показывает, что за время обучения и нахождения у нас девочки становятся более общительными, принимают активное участие не только в делах СП «Детский дом», но и в делах района, муниципального округа, города. А с помощью социально-педагогического мониторинга мы имеем возможность вносить коррективы в свою деятельность и добиваться результатов. За спиной каждой из воспитанниц своя «школа жизни» со своими трагедиями и разочарованиями. Нам приходится вкладывать немало тепла, душевных сил, чтобы девочки стали доверять нам.

А, доверие, как известно – это основа воспитания.

И очень приятно при выпуске видеть потеплевшие глаза, оттаявшие сердца. Мы с гордостью можем сказать, что с бывшими воспитанницами мы продолжаем общаться, но теперь как хорошие подружки.

Спасибо за внимание!