Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных

Социально-педагогические

аспекты работы с семьями учащихся

специальных коррекционных школ VIII вида

Сл.2 Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении — сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Сл.3 Объектом социально-педагогической деятельности в школе являются учащиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, кроме того, учащиеся, имеющие физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.

Также необходимость в  социально-педагогической поддержке возникает тогда, когда семья, а зачастую и школа не обеспечивают оптимальных условий для развития, воспитания и образования ребенка, в результате чего возникают трудности в процессе социализации детей и подростков.

Однако прежде, чем реализовать цели своей социально-педагогической деятельности, педагог должен хорошо знать особенности развития ребенка и ту среду, в которой он развивается, самостоятельно выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на воспитанника.

Сл.4 Если принять во внимание тот факт, что семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе, то можно с уверенностью утверждать, что значимое место в социально-педагогической деятельности должна занимать  работа, в рамках которой готовятся предпосылки для создания прочных и долговременных отношений с родителями учащихся. От того, в какой степени  изучены условия проживания семьи, микроклимат отношений, зависит успешность любых воспитательных воздействий, эффективность использования многообразных методов и форм по социализации учащегося. По этой причине обязательной составляющей социально-педагогической деятельности становится работа с семьями учащихся.

Сл.5.Только вместе с родителями,общими усилиями,учителя могут дать детям счастье-Сухомлинский

Сл.6 Формы и методы работы  с семьей условно делится на следующие этапы:

- профилактический;

- диагностический;

- реабилитационный.

Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.. В коррекционной школе наиболее актуальны родительские  лектории, на которых обсуждаются проблемы межличностных отношений в семье и другие

На диагностическом этапе социально-педагогическая  деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей — предметников.

2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию  педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью  в той или иной сфере образовательной деятельности.

На данном этапе уместно использование следующих диагностических методов:1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии психики ученика;2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;3.  Проведение письменного опроса;

4. Тестирование

С целью составления общего представления об эмоциональном состоянии семьи, особенностях мироощущения каждого из членов семьи применяются карточные методики. Семье предлагается набор карт с определенным смысловым содержанием, которые необходимо расположить по времени – прошлое, настоящее и будущее. Главное внимание следует уделить методикам проективным, так как именно они позволяют получить общее представление о неосознаваемых ребенком и родителями состояниях (тревожность, бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание). Кроме того, уместно применение в школьной практике педагога и других методик: ассоциативных, построенных на словесных ассоциациях (система незаконченных предложений), экспрессивных (использование рисунков).  Целесообразно использовать методы, предполагающие работу с документацией: изучение документов, сбор информации о жизни учащегося, истории его семьи.

Сл.7 пример- письмо папе и маме пример-ромашка,отношения в семье

Реабилитационный –На этом уровне работы с родителями школьников используются следующие методы:

1. Беседа;

2. Включенное наблюдение;

3. Убеждение;

4.  Метод «письмо-обращение»;

5. Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору);

6. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);

7. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).

8.  Массовые акции (субботники, праздники);

Сл.8 Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

.

Сл.9- Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.

Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.

Сл.10 При организации работы с семьями воспитанников коррекционной школы-интерната нужно обязательно учитывать:

психофизические особенности учащихся:

их положение в семье;

особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;

социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;

удаленность места жительства семей от школы.

В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.

Сл.11 В процессе обследования семей необходимо установить следующие данные:

Сл.12 Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии осуществляется корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:

с особенностями их психического развития;

с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;

с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;

со специальными задачами коррекционной школы;

с методами и содержанием воспитательной работы в коррекционной школе.

Сл.13 В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.

необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Сл.14 Заботясь об эффективном взаимодействии с семьёй, педагог должен учитывать важность следующих факторов:

1. Приглашение родителей к сотрудничеству. Часто педагог считает, что родители находятся в оппозиции к нему. Пытаясь предотвратить возможные отрицания с их стороны, он начинает разговор в директивном тоне вместо того, чтобы понять их чувства, проявив сдержанность, открытость. Доброжелательность, открытость в общении с родителями – первый шаг к сотрудничеству с ними.

2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.

3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.

4. Поиск новых форм сотрудничества. Педагог может предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.

Сл.15 Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:

– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении.

– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, он по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;

– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни.

Сл.16 Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Сл.17 Система мер социальной поддержки учащихся и их семей в школе-интернате

Сл.18 Основная задача социально-педагогического сопровождения учащегося коррекционной школы – стремление компенсировать отсутствующий у большинства детей семейный эмоционально-бытовой комфорт.

Создание в школе

атмосферы тепла,

добра, любви, доверия и уважения.

Сл.19 Школа – дом второй, семья вторая,

Поэтому и связаны они.

Ведь семье в учебе роль большая

Стала отводиться в наши дни.

Эта связь все крепче и сильнее,

И растет, и крепнет с каждым днем.

И учиться проще, веселее

Если в тесной дружбе мы живем.

Это полезно знать каждому родителю

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ

когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни — психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;

когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;

сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) — нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);





когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;

когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность — во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;

когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;

когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помните о внушаемости !

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок.

Ругая ребенка, утверждая, что он лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, мы всё это ему внушаем. Ребенок ВЕРИТ.

Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая — внушаем самооценку.

Если:

ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!

самый настоящий предатель!

тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте:

А ЗАЧЕМ? ВЕДЬ ЭТО ЖЕСТОКО!

Тест для детей и родителей.

“Насколько мы знаем своих детей”.

Детям: закончите приведенные ниже предложения.

Мне бывает очень радостно, когда…___________________________________

__________________________________________________________________

Я очень грущу, когда … _____________________________________________

__________________________________________________________________

Мне бывает страшно, когда…_________________________________________

__________________________________________________________________

Мне бывает стыдно, когда…__________________________________________

__________________________________________________________________

Я очень горжусь, когда…____________________________________________

__________________________________________________________________

Я сержусь, когда…__________________________________________________

__________________________________________________________________

Я бываю очень удивлен, когда… ______________________________________

__________________________________________________________________

Взрослым: закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.

Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…________________________

__________________________________________________________________

Ваш ребенок очень грустит, когда…___________________________________

__________________________________________________________________

Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…_________________________

__________________________________________________________________

Вашему ребенку бывает стыдно, когда…_______________________________

__________________________________________________________________

Ваш ребенок гордится, когда…_______________________________________

__________________________________________________________________

Ваш ребенок сердится, когда…_______________________________________

__________________________________________________________________

Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…____________________________

__________________________________________________________________

Затем дать родителям ответы их детей для сравнения.

Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

В помощь педагогам и родителям

Административная ответственность родителей

за наиболее часто допускаемые ими нарушения прав детей и

федерального законодательства

Согласно ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации:

- Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

- Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Согласно п. 4 ст.52 Закона об образовании родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения.

В соответствии с ч.4 ст.43 Конституции РФ родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению родители или законные представители могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Письмо — обращение детей разных времён и народов.

Не портите меня. Я прекрасно знаю, что не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас.

Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила-это всё, что имеет значение.

Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды».

Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы меня обслуживали всегда.

Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине.

Не пытайтесь меня всё время поучать. Я очень хорошо знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною – это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вопросы. Иначе, я буду искать информацию в другом месте.

Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение вызывает у меня к вам удивительно тёплые чувства.

Не забывайте, ваши тёплые мысли и добрые пожелания, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – Я, ВАШ РЕБЁНОК!

Советы педагогам и родителям

Девять правил, как изменить ребёнка, не нанося ему обиды и не вызывая негодования

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

Обращая внимание детей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

Прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.

Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст