Социальное проектирование на уроках гуманитарного цикла

Социальное проектирование на уроках гуманитарного цикла

Неривенько Юлия Леонидовна, учитель обществознание и мировой художественной культуры,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27

«Счастливо то общество, в котором дети

не стесняются быть патриотами»

Д.С.Лихачев.

Проектирование сегодня является одним из ведущих средств реализации компетентностного обучения, а проектная деятельность рассматривается как особая единица содержания образования. Вместе с тем, обучение образовательному проектированию в школе, не является особым предметом и осуществляется локально в деятельности отдельных педагогов. Актуальность введения технологии образовательного проектирования непосредственно в учебный процесс обусловлена ведущей ролью деятельностного подхода в обучении в современной школе. Ученик должен стать не исполнителем учебной задачи, а ее непосредственным организатором.

Конкретизация совместной деятельности в образовательном проектировании позволила оформить представление о данном процессе в педагогике как условии и средстве становления субъекта совместной деятельности и субъектной позиции ее участников. В каждом образовательном учреждении существует своя система образовательного проектирования, в нашем ОУ эта система разработана и реализуется на предметах гуманитарного цикла.

Учебные предметы гуманитарного цикла (история, литература, обществознание, мировая художественная культура и т.д.) затрагивают глубинные вопросы функционирования общества и его социальных структур, и, следовательно, предметом проектирования должны являться социальные и гражданственные отношения в обществе.

При разработке данной программы мы отталкивались от идеи, о том, что обучение проектированию может быть успешным и эффективным если:

Субъектом проектирования выступают сами участники совместной деятельности, в том числе и педагоги и дети.

Предметом изменения, проектирования является то, что интересно самим участникам проектирования.

Содержание проектирования направлено на реализацию потребностей либо проблем школы.

С 2009 года в рамках образовательных программ обществознания и мировой художественной культуры для 5-11 классов внедряется технология социального проектирования, в которой ведущая роль принадлежит самим детям: как в выборе актуальной темы для социального проекта, так и в подходе к его реализации.

Учитель учит детей осваивать функциональное содержание проектной деятельности: проектируют проблему, выделяют этапы проектирования, определяют содержание деятельности на каждом этапе, знакомятся с продуктом проектирования, вносят в него коррективы и планируют его реализацию в школе.





Особо важным является процесс распределения и эффективного исполнения заданий по созданию общего продукта. Субъектом проектирования является группа, объединенная общими интересами и выполняющая действия по созданию продукта – т.н. учебная группа.

Пример работы по теме «Право и правопорядок. Как защититься от несправедливости», 6 класс. Тема проектирования «Права и обязанности детей. Конвенция ООН о правах ребенка».

Учебная группа

3, организатор – Жабаева Камилла

Тема проектирования

«Знаете ли Вы свои права?»

Задачи проектирования

Узнать, что ученики школы знают о своих правах.

Узнать, как ученики школы знакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Подготовить информацию для ознакомления детей и их правами.

Распределение обязанностей в группе

Подготовить для группы рассказ о Конвенции ООН о правах ребенка.

____________

Подготовить анкеты для учеников 6-х классов «Что Вы знаете о своих правах?»

____________

Провести опрос учеников 6-х

____________

Провести анализ анкет

____________

Подготовить буклет для учеников 6-х классов о правах детей

____________

Подготовить информацию на 15-ти минутку классного руководителя для знакомства детей со своими правами

____________

Провести лекторской группе 15-минутку классного руководителя по теме «Знаете ли Вы свои права?»

____________

Работа над проектом

Подготовка отчета о работе группы

Примеров таких проектов с детьми можно привести много:

«Веселые и здоровые перемены».

«Оставь свой след…….» (озеленение рекреаций школы).

Безопасный пешеходный переход у школы.

«Югру мы родиной зовем».

Проект озеленения пришкольной территории.

С проектами лидеры групп принимают участие в школьных, межшкольных и городских конкурсах исследовательских работ: школьный «День науки», межшкольная конференция «Менделеевские чтения», городское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее – Юниор».

Результатом работы обучающихся становится не только количественные показатели участия с социальными исследовательскими проектами, но и изменение позиции детей при решении совместной проектной задачи: от роли исполнителя конкретной проектной задачи, реализации проектного этапа, до роли организатора совместного проекта. Например, за 2009-2012 учебный год дети не особо были мотивированы на лидерские позиции при проектировании, но уже в 2011-2012 учебном году и позиция исполнителя проектной задачи стали более сознательными, и к роли лидера в проектировании претендуют несколько учеников класса. Не всегда лидер класса становится лидером проектной работы, но зачастую, эти роли пока у обучающихся совпадают.

Сегодня, социальное проектирование в рамках образовательных программ «Обществознание» и «Мировая художественная культура» занимает 30 % учебного времени (10 учебных часов из 35). В перспективе, опыт обучения образовательному (в частности, социальному) проектированию может быть реализован в отдельном учебном курсе «Проектная деятельность».