Социально- психологический прект Работа с одаренными детьми в ОУ

Социально-психологический проект «Работа с одаренными детьми в ОУ»

В каждом человеке есть своя душевная нота.

И велика ценность тех, кто способен услышать ее

звучание, помочь обрести ей нужную тональность.

Л.Н.Толстой

 Актуальность.

Проблема одаренности и организация работы с одаренными детьми вызывает большой интерес уже на протяжении длительного периода времени. В современной системе образования она становится все более актуальной. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Особенно остро эта проблема ощущается в поселениях находящихся в удалении от больших городов, где нет такого обилия социально-психологических развивающих дошкольных и школьных учреждений. В данном случае мы говорим о поселении городского типа Краснооктябрьский- достаточно большой поселок, имеющий одну школу, на которую и ложится функция выявления и дальнейшей работы с одаренными детьми. Развитие и поддержание у них талантов способствующих высокой конкурентоспособности при поступлении в ВУЗы, а затем и на рынке труда.

На сегодняшний день одной из функций школы становится функция — выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

На наш взгляд единая система организации образовательного пространства для одаренных детей должна включать в себя не только мониторинговые компоненты, но также подкрепляться и дополняться содержательным, технологическим и методическим наполнением деятельности, представляющими собой комплекс организационно-технологических мероприятий, способствующий всестороннему развитию личности, ее индивидуальной одаренности.

Цели и задачи проекта

Основной целью проекта является создание единой системы работы с одаренными детьми и их дальнейшее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Разработка системы выявления и сопровождения одаренности школьников;

Совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье

Применение современных образовательных технологий в организации работы с одаренными детьми.

Материально-техническое обеспечение:

- мультимедийные кабинеты

- творческие мастерские, студии (художественное направление, ручной труд, техника, спорт и т.д.)

- Привлечение педагогов дополнительного образования.

Сроки реализации проекта:

Процесс выявления и социально-психологического сопровождения обучающихся является непрерывным на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, но реально выполним в условиях образовательного учреждения в течение 2-х лет.

Этапы реализации проекта:

Диагностико-организационный- сбор банка данных, разработка моделей и механизмов системы выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, подготовка психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Организационно-практический- реализация основных целей и задач.

Рефлексивно-обобщающий- контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

1) I этап – аналитический– при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап (1 — 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

2) II этап – диагностический (5-9-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы («мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.). Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.



3) III этап – этап формирования (10, 11 классы), углубления и развития способностей учащихся. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые, рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

— индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);

— выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

— самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);

— четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

· Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

· Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.



· Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Ожидаемые результаты программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» 1.Повышение качества образования.

2. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

4.Создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.

5.Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

6.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

7.Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

8.Развитие способностей к освоению и построению ребенком опыта созидательной жизни, которая выражается в нравственной ценностной творческой деятельности, общении, отношениях;

9.Повышение уровня социальной компетенции учащихся;

10. Создание условий для самоактуализации и самореализации личности школьника;

11.Развитие ключевых компетентностей, способствующих успешной социализации личности.

Примерный перечень мероприятий, способствующих выявлению и развитию детей с признаками одаренности и созданию оптимальных условий для развития и реализации их личностного потенциала.

Наименование мероприятия

1

Внедрение традиционных и новых форм и методик выявления одаренных детей.

2

Создание банка данных на одаренных детей по различным категориям: интеллектуальная, творческая, спортивная, коммуникативная.

3

Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся.

4

Проведение школьных, районных, областных олимпиад, конференций, спортивных соревнований.

5

Проведение предметных недель (декад).

6.

Совершенствование сети дополнительного образования в соответствии с разнообразными потребностями и интересами детей.

Нравственно-патриотическое направление.

Техническое творчество.

Художественно-эстетическое направление.

Спортивное направление.

Экологическое направление.



Социально-педагогическое направление. (клубы по интересам)

7

Организация работы библиотеки в целях успешной реализации проекта.

8

Интеллектуальное развитие детей:

— Всероссийский конкурс игра «Русский медвежонок»;

- Всероссийский конкурс «Кенгуру»;

- Всероссийский конкурс «Золотое руно»;

- Всероссийский конкурс «Британский бульдог»;

- Всероссийский конкурс «КИТ»;

9

Развитие творческих способностей детей:

-Конкурсы детского творчества

- Районный конкурс чтецов;

- Выставки детского художественного творчества;

- Выставка творческих работ на военно-патриотическую тематику;

10

Развитие спортивных способностей:

- Районные, областные спартакиады школьников;

- соревнования;

11

Сбор материалов для оформления альбома «Одаренные дети».

12

Организация профильного отряда для детей с признаками одаренности на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

13

Вручение грамот за призовые места, благодарственные письма за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

14

Организация экскурсионных тематических поездок.

15

Вручение благодарственных писем родителям одаренных учащихся за воспитание детей.

16

Тематический семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одаренными детьми»

- для учителей начальной школы,

- педагогов, классных руководителей.

17

Тематические консультации, беседы — «одаренные дети».

18

Круглый стол «Оценка результативности реализации проекта – «Одаренные дети»».

19

Психологическое просвещение родителей по теме «Одаренный ребенок» (памятки, буклеты, информация на стенды).

20

Творческие отчеты школы перед родителями.

Список используемых источников.

1.http://dtsokrug.ucoz.ru

2. newvarsh.eurekanet.ru

3. http://nsportal.ru

4. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006.

5. Богоявленская, Д.Б., Брушлинский, А.В., Холодная, М.А., Шадриков, В.Д., и др. Рабочая концепция одаренности.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

6. Гильбух, Ю.З. Внимание : одаренные дети.