Социальная политика Еатерины II

Открытый урок по истории России в 10 классе

(учитель Н.О. Холматова)

Урок – активный семинар

Тема: Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.

Цели урока:

1. Формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории России времени правления Екатерины II.

2. Развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классе; отработка навыков умения мыслить историческими категориями.

3. Развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторической личности.

Проблема:

Поэт Петр Вяземский говорил: «Русский Петр силился сделать из нас немцев, немка Екатерина хотела переделать нас в русских». Период её правления часто считают «золотым веком» Российской империи. Сенат преподнес ей эпитет Екатерины Великой и Премудрой Великой Матери Отечества. Давайте выясним, в чем Величие этой немки, так полюбившей Россию.

На прошлом уроке мы познакомились с государственным управлением, с социальной политикой Екатерины II. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим урок в форме активного семинара и решим проблемой вопрос: было ли правление Екатерины действительно «золотым веком», так поразившее воображение современников и потомков.

Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова самой Екатерины «Управлять – значит предвидеть».

Предлагаю вам совершить путешествие во времени. Из современности попасть в прошлое, во вторую половину XVIII века, когда началось 34 летнее правление Екатерины. Чем же очаровала всех, и всех ли Екатерина II?

Ответить на эти вопросы я предлагаю вам в ходе проверки задания, которое вы получили на прошлом уроке. Ваша задача была: выполнить зарисовку портрета Екатерины II глазами различных слоев населения России второй половины XVIII века.

Ответы учеников.

Когда вы слышите имя Екатерины II какие у вас возникают ассоциации. Что для вас главное в политике этой правительницы?

Я думаю, что это «просвещенный абсолютизм».

Давайте еще раз вспомним, что включает в себя данное понятие.

Слайд:

«просвещенный абсолютизм».

Как взгляды «просвещенной монархини» выразились в «Правилах управления». Индивидуальное задание получает один ученик. (См. документ №2 стр. 65).

Сравните Екатерину II с одной из предшествующих ей императриц по отношению к государственным делам.

Проверка индивидуального задания.

В начале своего правления Екатерина хотела править в соответствии с философией Просвещения, привлекая к управлению государства знающих и энергичных людей.

Вспомните, для чего была создана уложенная комиссия?

Слайд: «найдите ошибку. Уложенная комиссия».

Какие слои населения поддерживала Екатерина и почему? Проследите изменения прав и обязанностей дворянства в правление Екатерины II.





Жалованная грамота дворянству – юридически оформила все привилегии дворянства.

Какие слои населения были выделены в России на основании жалованной грамоты городам?

Слайд: жалованные грамоты.

Сейчас вам предлагается выполнить работу с тестами..

Работа с тестами. (7мин). Слайд

Взаимопроверка тестов. (3 мин). Слайд с ответами.

(Физ-минутка Гимнастика для глаз)

Придерживаясь просвещенного правления, Екатерина готовила и третью грамоту для крестьянства, она всегда была противницей крепостного права, но отменить его в России не посмела, т.к. боялась дворцового переворота.

Во второй половине XVIII века происходит усиление крепостного права.

Слайд: «Крепостное право».

Слайд: Усиление крепостного права. Найдите ошибку.

Изучение нового материала.

Как вы считаете, как можно сформулировать тему изучения нового материала? (Крестьянская война)

Мы должны разобрать вопрос о крестьянской войне в период правления Екатерины II. Из просмотренных слайдов, мы можем сформулировать причины начала крестьянской войны в России во второй половине XVIII века. ( Ученики называют причины).

В1773-1775 гг. разразилась крестьянская война в России. Во главе восставших — казак с Дона Емельян Иванович Пугачев.

Слайд: Портрет Е. Пугачева.

Я предлагаю вам отрывок из книги Вячеслава Шишкова «Емельян Пугачев». (Учитель зачитывает отрывок из книги о детстве Емельки Пугачева стр. 5-6 Москва, «Астрель», 2010г.»).

Цели восставших мы узнаем из высказывания самого Е. Пугачева. Работаем с вопросом №6 стр. 73 в учебнике. Как вы можете прокомментировать эти строки. В этот период в России было семь «Лжепетров III », Пугачев стал восьмым.

Слайд: Портрет Пугачева неизвестного художника.

Как вы думаете, почему эта война напугала императрицу? Почему Степана Разина считали разбойником, а Емельяна Пугачева – государственным преступником?

Работа с картой. Район восстания.

Был ли шанс у Пугачева победить? (ученики высказывают свои мнения).

Каковы причины поражения? (ответы учеников)

В 1775 году он казнен в Москве на Красной площади. Екатерина приказала сжечь дом, где жил Пугачев, его родную Зимовейскую станицу переименовать в Потемкинскую, реку Яик в Урал, в 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. Екатерина хотела уничтожить память обо всем, что связано с Емельяном Пугачевым.

Релаксация.

И так, для всех ли слоев населения правление Екатерины II было «золотым веком»?

(Ответы учеников)

Вторая половина XVIII века названа екатерининской эпохой. Вы согласны с мнением писателя Александра Сумарокова «Петр дал нам бытие. Екатерина – душу»?

Это будет темой для домашнего эссе.