Социальная и психологическая адаптация воспитанников

СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Ослабление внимания в последнее десятилетие к проблеме воспитания личности подростка привело к таким негативным последствиям в их поведении, как рост алкоголизма, наркомании, агрессивности, насилия, цинизма, сексуальной распущенности.

Вот такими мы чаще всего и получаем наших воспитанников, но за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей – тревожность, страх, неуверенность, одиночество.

Необходимо понимать, что смена обстановки – это серьёзный стресс для подростка. Поскольку, покидая учебное заведение, детский дом или родительский дом, он оставляет уже сложившийся коллектив, родителей, своих друзей, знакомых учителей и воспитателей с определённой системой требований уже знакомой и привычной подростку.

Попадая в новый, уже сложившийся коллектив, со своими лидерами и аутсайдерами, воспитанник вынужден заново выстраивать свои отношения.

Что, конечно, повышает тревожность подростка, и может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Подросток переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях воспитателей, о ценностях и нормах поведения в коллективе квартиры и общежития.

Что же представляет с научной точки зрения сам процесс адаптации? Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, обеспечивающий наиболее оптимальный баланс реализации возможностей.

Целью адаптации первокурсников для воспитателя является создание наиболее благоприятных условий для проживания в общежитии.

Начиная с первых дней, общежитие и воспитанник взаимно адаптируются друг к другу. Воспитатель решает проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы воспитанников, пришедших на первый курс из разных школ и детских домов, проживающих в разных городах, районах и старшекурсников. За короткий срок воспитатели должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться сплочения новичков в коллективе.

А так как мы работаем с подростками, начиная с 15 лет, а этот возраст выпадает на период эмансипации, то есть стремление освободиться от контроля со стороны родителей и взрослых, отстаивание права на принятие собственного решения без внешнего руководства и поэтому, поведенческая эмансипация подростка часто становится причиной конфликтов.

Поэтому работа воспитателей по адаптации первокурсников должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая мастеров, родителей воспитанников) должны тесно взаимодействовать между собой.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

объективному: проживание в общежитии (сохранение контингента);

субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и местом проживания.

Основные проблемы адаптации воспитанников, с которыми мы сталкиваемся:

неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;

недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности;

организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

коммуникативные барьеры.

Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости воспитанника. Для этого необходимо минимизировать издержки адаптационного периода проживания, повысить стрессоустойчивость воспитанников. В дальнейшем это должно положительно сказаться на психоэмоциональном состоянии, здоровье (т. к. подростки чаще начинают болеть, попадая в новый коллектив), интеллектуальном и творческом потенциале, что снизит «отсев» воспитанников из общежития.

Адаптация проходит более успешно, если воспитанник с первых шагов своего пребывания в общежитии поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Каждый воспитанник по своему вкусу создает «дизайн» в своей комнате. Главное состоит в том, чтобы подросток пережил чувство своего собственного дома. Когда у подростка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему. Необходимо, чтобы его вхождение в общежитие осуществлялось в обстановке покоя, без суеты и возбуждения.



Необходимым условием социальной адаптации воспитанника является четкое разграничение разрешаемого и запрещаемого («можно» и «нельзя»). Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда мы пытаемся использовать свое положение и заставляем, навязывать новые правила жизни, подростки не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет адаптацию подростка.

Границы снисхождения определяются конкретно для каждого воспитанника. Нет необходимости препятствовать тем формам поведения, которые не опасны для них, не наносят им вреда, а также не становятся непереносимыми для окружающих. Но есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, нельзя унижать и обижать слабого, нельзя уйти из общежития, не поставив в известность воспитателя.

Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Ребенок демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда подросток сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьет и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация подростков, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль воспитателя.

Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с воспитанниками, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребенка, восстановление чувства его самоценности.

Успех диалога воспитателя и воспитанника становится реальным, если взрослый проявляет стремление к эмпатии и придерживается определенных принципов: внимательно выслушивает, деликатно входит в мир подростка, пытается принять его таким, каков он есть, старается не решать за воспитанника проблемы, которые у него возникают, не предлагает готовых решений, а помогает ему дистанцироваться, смотреть на проблему со стороны, чтобы было легче самому найти оптимальные пути выхода из затруднительного положения.

Особо тщательными должны стать оценки, которые приходиться давать действиям подростка, следить, чтобы оценка адекватно воспринималась другими детьми.

Непреложными правилами для воспитателя должны стать следующие утверждения: “подвергай критике поступок, не распространяй своих оценок на личность в целом”, “стремись заметить в ребенке положительное и опереться на него”.

Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с подростком устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребенка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.



На основе практики и анализа можно предложить некоторые рекомендации:

Активизация деятельности по созданию благоприятного эмоционального климата в квартире, по сплочению коллектива.

Мы проводим такие мероприятия за сладким столом, чтобы воспитанницы ближе познакомились друг с другом:

«Давайте познакомимся»

«Когда наш дом общежитие»

«Как сохранить добрососедские отношения»

Оказание помощи воспитанникам в нахождении своего места в коллективе сверстников, в решении конфликтных ситуаций.

Проводим тестирования на темы:

«Любят ли вас люди?»

«Приятно ли с вами общаться?»

«Добры ли вы?»

Создание «ситуации успеха»: поощрение проявления активности, настойчивости, выдержки, самостоятельности; поддержка положительного настроя на взаимодействие.

Дать возможность воспитанникам проявить себя, самоутвердиться. Создать обстановку взаимопомощи и поддержки.



Проводим беседы:

«Я в этом мире»

Правила Карнеги «Как завоевать друзей»

Беседы чаще всего мы проводим за сладким столом, чтобы воспитанницы смогли почувствовать, что они дома и еще больше сплотиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации воспитанников – первокурсников:

адекватность поведения;

вовлеченность воспитанника в жизнедеятельность квартиры;

проявление способности к самоконтролю и соблюдению порядка, к общению с воспитанниками и воспитателями;

терпимое, спокойное отношение к временным неудачам.