Сообщение на V Сократовских чтениях

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

V СОКРАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Сборник материалов

педагогических чтений

Выпуск 1

Чита

Издательство «Деловое»

2011

Гуля Н.В.

МДОУ «Детский сад № 58» г. Чита

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Русский народ не должен терять своего нравственного

авторитета среди других народов — авторитета достойно

завоѐванного русским искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

Национальные отношения сохранятся и в XXI веке,

если мы будем озабочены воспитанием душ,

а не только передачей знаний.

Д.С. Лихачев.

Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанного с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Радикальные преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Добро, Истина и Красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

- значительное ослабление в общеобразовательных школах и ДОУ работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;

- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации;

- формирование новой религиозной ситуации;

— уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений;

- идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений [1].

Анализ этих проблем приводит к выводу о необходимости поиска и постепенного разрешения следующих противоречий педагогического процесса в дошкольных учебных заведениях:

- между необходимостью развития духовных, нравственных качеств личности и бытующей в практике ДОУ педагогическим процессом, ориентированным лишь на подготовку воспитанников к школе;

- ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей;

- необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам духовного развития личности и ослаблением воспитывающей функции дошкольных образовательных заведений;

- между полным отсутствием в практике ДОУ мероприятий исторического характера и возможностью использования истории в различных формах учебной и познавательной деятельности дошкольников [1].

Уже несколько лет наши воспитатели работают над приобщением детей к истокам русской народной культуры, к истории родного края. Поэтому в основу системы педагогической работы положены две доминанты — фольклор и краеведение.

Фольклор самоценен сам по себе, значительный след оставляет любое прикосновение к нему. Нет такой области взаимоотношений человека и природы, человека и человека, которая не нашла бы отражение в фольклоре и не стала бы основой формирования положительных качеств личности: патриотизма, милосердия, гражданственности.





Начинаем работу в раннем возрасте с наиболее доступного для детей вида фольклора. Потешки, прибаутки, заклички, загадки, колыбельные песни — все это дети слышат с рождения от своих мам. Фольклор тесно связан с народным бытом, помогает знакомить детей с предметами обихода, расширяет и обогащает окружающий мир ребенка. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. При подборе фольклорного материала обязательно учитываются возрастные, психоэмоциональные особенности детей дошкольного возраста. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы». В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большое внимание уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используем разнообразный краеведческий материал. Благодаря краеведению и через различные краеведческие формы дети познают свою малую родину [2].

Отсутствие методических пособий и рекомендаций для занятий с дошкольниками по краеведческой проблематике стало импульсом к поиску, изучению и творческому осмыслению имеющегося опыта работы.

Содержание работы направлено на решение следующих воспитательных, образовательных задач:

-дать детям целостное представление о родном крае;

-пробудить в них любовь к посѐлку, городу, в котором они живут;

-помочь осознать историко-культурное место Читы в истории Отечества;

-способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти;

-активизировать у них процессы, связанные с формированием культуры личности.

При проведении занятий учитываются принципы всестороннего развития детей; воспитания у них любви к родному краю; научности; сознательности и творческой активности детей при руководящей роли воспитателя; связи обучения с реальной жизнью и потребностями человека как члена общества; учета индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей личности; наглядности; систематичности и доступности [3].

Все занятия носят интегрированный характер, т.е. построены не только в рамках ознакомления с историей посѐлка, города, края, но в них включены социокультурные элементы, различные аспекты развития речи, развития логического мышления, творческих способностей.

Изучение краеведения в нашем саду носит пошаговый характер.

Первый шаг даѐт детям представление об их ближайшем окружении — семье, доме, улице, детском саде. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я»; способствует воспитанию интереса к историческому прошлому города; знакомит с культурой города и историческими памятниками; воспитывает чувство гордости за своих земляков, оставивших яркий след в истории Отечества.

Второй шаг: восприятие природы родного края; осознание необходимости природоохранных мероприятий и мотивация участия в них каждого ребенка.

Занятия построены с учѐтом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Особое внимание уделяется исследовательской деятельности детей: проведению опытов, наблюдений, развивающих экскурсий.

Основные задачи третьего шага: знакомство с историй, художественными традициями и искусством родного края; воспитание уважения у детей к фольклору, культуре предков.

Главным помощником воспитателя в деле эмоционального развития личности ребенка является искусство, прежде всего народное. Эти занятия побуждают детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Не меньшую роль отводим и музыкальному развитию [4]. Особую популярность получил среди детей нашего сада фольклорный кружок «Ладушки».

Немаловажную роль в изучении краеведения играют музеи, которые являются нашей гордостью. Это музеи: «Русская изба», «Мой край родной», «Музей часов», «Музей керамики», «Волшебница-вода», «Воздух-невидимка», «Чудо-дерево», «Музей Хлеба», «Курочка-рябушечка». Дети с удовольствием занимаются в этих музеях. Экспонаты постоянно пополняются, причѐм за счѐт родителей». Например, в Новый год мы нарядили ретроѐлку. Были собраны старые игрушки из бабушкиных сундуков. Некоторым игрушкам насчитывалось более 50 лет. Дети с восторгом смотрели на эту ѐлку. Она им понравилась больше, чем современная, увешанная безликими шарами.

Группы сада постоянно выезжают на экскурсии по городу, по историческим местам города, на мемориал.

Историческое краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовно-нравственных качеств [2]. Историческое краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников и родителей в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его прошлой и современной жизни, раскрывает связи родного города с Родиной.

Литература:

1. Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края.

http://revolution.allbest.ru/psychology/00261595_0.html

2. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа, 2005, № 3. – С.54-58

3. Духовность, художественное творчество, нравственность. – Вопросы философии, 1996, № 2, С.70-77.

4. Шмидт С. Краеведение – это всегда и краелюбие // Народное образование. — №2. – 2000. – С.131