Сообщение на МО Развитие эмоциональной устойчивости у детей младшего возраста

Сообщение МО

2010-2011 уч.год

«Развитие эмоциональной устойчивости у детей младшего возраста»

Эмоциональная устойчивость человека – это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.

Эмоциональная устойчивость связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.

Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи.

Польский психолог Я. Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух её значениях.

1)Человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины.

2)Если в поведении человека не наблюдаются нарушений.

Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Младший школьный возраст является сензитивным к эмоциональному развитию внутри личностного развития, что связано с развитием потенциала «Я» — концепции умственно отсталые младшие школьники имеют в этом направлении качественные особенности в развитии. Однако конкретными сведениями об этом специальная психология, можно сказать, не располагает.

В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций – их содержательная сторона, их устойчивость. В этом возрасте эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности.

В младшем школьном возрасте возникают новые эмоции (страх показаться смешным, неловким, трусливым).

Младшие школьники начинают обижаться уже на то, например, что товарищи высказывают им недостаточного уважения – не верят их словам, не доверяют их силе, ловкости и прочности.

Школьника радует, если товарищи признают его авторитет, оказывают ему доверие в каком – нибудь деле или в игре, ценят его качества как организатора, рассказчика и т.д.

В младшем школьном возрасте эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими.

У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах.

Эмоциональная сфера у детей с задержанием психического развития соответствует психическому складу детей с яркостью и живостью эмоций, детским поведением, преобладанием игровых интересов, внушаемостью и недостаточной самостоятельностью.

Дети восторженно и с удовольствием играют, но быстро пресыщаются интеллектуальностью. Поэтому в 1 классе им трудно подчиняться правилам дисциплины и у них возникают трудности при длительном интеллектуальном напряжении.

Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлении радости, горя, гнева, страха. Чувства ребенка не контролируются разумом. Установлено, что он понимает только те чувства, которые переживает сам. Чужие переживания ему неведомы. Поэтому наши увещевания – а что бы ты чувствовал на месте обиженного товарища?- мало помогают. Нужно дать ребенку возможность самому пережить страх, позор, унижение, радость, боль – лишь тогда он поймет, что это такое. Лучше, если это произойдет в специально созданной ситуации и под контролем взрослых.

Учитывая, что многие дети с отклонениями в развитии «не доиграли» (особенно это относится к детям – сиротам), а также учитывая большое разнообразие функций игры, основным методом можно считать игровой. Игра помогает создавать благоприятную атмосферу общения.

Объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние и помогает настроиться на интенсивную работу.

Нужно научить детей правилам хорошего настроения:

«Подумай о хорошем и будет хорошо!».

Перечислить мысли, которые помогут испортить настроение(темные), а какие улучшают настроение(светлые):

«Темные» мысли: «Светлые» мысли:

Я плохой Я справлюсь

Я не умею Я научусь

Я боюсь Все будет хорошо

Использовать прием рефлексии, выражать свои эмоции через мимику (покажите без слов), при помощи музыки (определить настроение музыкального отрывка). При этом постоянно поощрять активность детей, желание отвечать, выполнять упражнения.