Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже урок русского язык

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Повторение за год»

Тема: «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже».

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.

Цели:

закрепить полученные знания по данной теме; совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

развивать орфографическую зоркость, внимание ;

воспитывать самостоятельность при работе, умение работать в команде.

Оборудование урока:

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Карточки с индивидуальными заданиями.

Таблица падежей.

Проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Оргмомент

Отчет дежурного о готовности класса к уроку.

- На сегодняшнем уроке мы с вами посмотрим и проверим, как у каждого из вас работает такое важное человеческое свойство, как память. Вот ученые, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, все, что он когда-либо слышал или видел, записывается в его голове как на пленку и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать, когда необходимо. Сегодня на уроке вам нужно будет “достать” все, что мы учили с вами об имени существительном и имени прилагательном, а именно поговорим о том, как согласуются прилагательные с существительными. (У каждого на партах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цвета, если возникают трудности при выполнении задания, то выставляется карточка красного цвета, кто выполнил задание – поднимает карточку зеленого цвета, так учителю легче контролировать процесс выполнения упражнений.)

II. Игра “Четвертый лишний”

- Прочтите слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

берёза

снежный

старый

подберёзовик

снежинка

старик

берёзовый

снеговик

старушка

березняк

снег

старичок

- Что называется именем существительным?

- Что называется именем прилагательным?

III. Род, число и падеж существительных и прилагательных.

-Допиши окончания прилагательных. Укажи род.

День (какой?) сыр… -

Ночь (какая?) сыр… -

Утро (какое?) сыр… -

-От чего зависит род прилагательного?

-На слайде записаны предложения:

На руках золотой перстни.

На ногах красный сапожки.

Перед ней усердный слуги.



– Какие ошибки заметили? Какие знания помогут исправить ошибки? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе.)

– Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, записывают исправленные предложения в тетрадь.

-Как вы понимаете слово «усердные»?

- Запишите пословицы (один ряд записывает одну пословицу, второй – другую).

Маленькое дело лучше большого безделья.

Черная земля белых рук не любит.

- Определите род и число прилагательных. Как вы это сделали?

Объясните смысл второй пословицы.

Физпауза

1) Учитель называет прилагательные мужского рода – дети приседают, женского рода – хлопают в ладоши.

2) Игра «Мяч»

Учитель называет имя прилагательное ед. числа, кидает мяч ученику. Ученик должен изменить число прилагательного (мн. число) и отдать мяч учителю.

- Просклонять словосочетания:

И.п.

Море (какое?) синее

Рыбка (какая?) золотая

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

-Как определить падеж имени прилагательного?

(прилагательное всегда стоит в одном падеже с существительным, к которому относится)

-Вставить окончания прилагательных. Указать падеж.

Пошел старик к син… морю. Стал он кликать золот… рыбку. Заедает она пряником печатн… . Рассказал ей велик… чудо.

(Печатный пряник пекли в пряничных досках-штампах. Рисунок мог быть любой: образы народных сказок, легенд, былин, сцены городской и сельской жизни, предметы повседневной жизни и т.д.)

IV. -Итак, подведем итог. Как согласуются прилагательные с существительными? (в роде, числе, падеже)

– Вставить в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Опираться на вопрос.

Рыбак Корней поймал (каких?) —————- окуней?

Рыбак Евсей поймал (каких?) —————карасей?

А рыбак Михаил (каких?) ————-сомов изловил?



VI. Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки



Остаться у разбитого корыта.

– Как вы понимаете значение этой поговорки?

– Подходит ли эта поговорка к нашему уроку? (Нет, так как мы на уроке научились…., узнали новое…).

– Записать поговорку по памяти. Самопроверка. Указать у прилагательного число, род, падеж.

Ребята, а кто мне скажет, с какой сказкой мы сегодня работали на уроке? Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)

VII. Оценивание детей