Содоклад из опыта работы по теме Самостоятельная работа как доминирующий компонент проц

Содоклад.

Самостоятельная работа как доминирующий компонент процесса обучения по истории и обществознанию при компетентном подходе.

Учитель истории:

Сомова Е.В.

Плохой учитель сообщает истину,

Хороший учит её находить.

В связи с модернизацией Российского образования, учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать понятия и термины, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.

В своей работе для изучения большого объема исторического и общественного материала, я использую компетентностный подход.

Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной жизненной ситуации.

В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности — она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании — это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.

Вот пример. При изучении темы по истории «Великая Отечественная война» учащимся было предложено провести социологический опрос среди жителей с. Давыдовка. Обучающиеся применили компетентностный подход составив вопросы практически — ориентированные.

Учащиеся получили информацию из «первых рук», от своих современников — односельчан с помощью интервью. Интервью выступило, как метод активизации познавательной деятельности учащихся. Интервью дает богатую информацию о событиях того времени. Она является важной составляющей истории общества в определенный период. В интервью учащиеся видят личное отношение участника к общественным событиям. И бывает, что мнение современника об определенном общественном событии совсем не совпадает с общепринятой точкой зрения, помещенной в учебнике или предложенной учителем. Субъектная позиция дает пищу для размышления, критического анализа.

В результате обучения учащиеся под руководством учителя критически относятся к информации из Интернета, они должны научиться отделять правду от вымысла.

В своей работе для реализации информационной компетенции, использую компьютерные задачи. Это эффективный прием преодолевает сложности в изучении материала. Я провожу уроки, которые получили название «мозговой штурм» (метод формирования проблемной компетенции), основное внимание на таких уроках отводится проблемно-ориентированной дискуссии учащихся.

Приведу пример одного из таких уроков, который был проведен в 11 классе.

Урок — размышление «Революции сверху» в России: исторические параллели.

Этот урок был подсказан вопросом ученика на одном из уроков: «Почему же так болезненно у нас шла «перестройка»?»



Я предложила взглянуть на проблему шире: а как вообще в нашей истории проходили реформы.

Так родилась концепция урока, своего рода урока-размышления над переломными моментами истории России: петровские преобразования ; «великие реформы» 60-70-х годов XIX в.; «перестройка».

После рассмотрения данных вопросов в заключении, учащиеся сделали выводы, которые обобщил учитель и подвел итог «… как показал отечественный опыт, государственная власть с историческим опозданием бралась за реформы, когда внешний фактор — отставание от Запада — становилось угрожающим для существования государственности. И как образно сказал Соловьев «телега российского государства ехала вперед на квадратных колесах, и каждый их поворот… до основания сотрясал всех седоков». И при такой езде телега отечественной государственности не выдержала проверки на прочность. В конце XX в., после «перестройки» рухнул Советский Союз.



Проблемы для «мозгового штурма» могут быть выбраны и учителем, и учениками.

На одном из таких уроков после окончания темы «Монголо-татарское нашествие на Русь» (10 кл.) мною была предложена проблема.

Л.Н. Гумилев высказал мысль, что монголо-татарского ига не существовало на Руси. Приведите аргументы, за или против данной точки зрения.

Учащимся были предложены источники:

Карамзин Н.М. История государства Российского.



Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

Слово о погибели Русской земли.

Фрагменты высказываний по данной проблеме из Интернет — сайта. Формы работы с источниками были следующими:

извлечь образные описания положения русских земель во время Батыева разорения;

проследить по документам наличие характерных черт национального самосознания в период нашествия Ордынского ига;

выявить оценочные суждения современников и историков об отношении Руси и Золотой орды.

Перед учащимися были поставлены следующие проблемы для обсуждения:

I.Влияние монголо-татарского нашествия и ордынского ига на русскуюисторию;

II.Грозный ХIII в. , борьба за национальное выживание.Мне, как учителю было отрадно наблюдать, как учащиеся обсуждали

данные проблемы, находили аргументы против высказывания Гумилева Л.Н. Десятиклассники обратили внимание, выживание Руси в условиях монголо-татарского владычества было сложным, и все же Русь сохранила историческую память, язык и традиции русского человека.

Из данного урока видно, что учащимся была предложена проблема, и они нашли пути решения ее.

Здесь учащиеся применили знания + умения +учебную деятельность + систему специальных знаний.

В работе по формированию кооперативной компетенции, я использую метод проектов. В работе над проектом, главное это результативность. У учащихся формируются практические учебные умения, а также умения работать в группе, считаться с чужим мнением.

Самостоятельную работу я применяю на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением и т.д.

Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных. И сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить.

Компетентностный подход в обучении — это естественный и реальный этап в создании нового человека, человека XXI века.