Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

Т.И. Патранина, учитель высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №125» Советского района г. Казани

Особое содержание этнокультурного образования заключается в том, чтобы обеспечить личности возможность самоиндентифироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции, вступить в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, включиться в современные мировые общецивилизационные процессы – приобщиться к наиболее универсальным знаниям, охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества и способы международного сотрудничества, включая права человека и международное право, вопросы экономики, экологии и истории мировых цивилизаций, иностранные языки и формальные языки современных средств коммуникаций.

Принимая во внимание вышеизложенные задачи, мною были разработаны программы спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства».

Спецкурс призван оказать содействие воспитанию человека гражданского, человека либеральных воззрений, носителя идей, человека гуманного, с высокой нравственной внутренней культурой. А наличие таких качеств зависит от многих условий. Немалое место среди них занимает умение рассматривать прошлое и будущее через призму человеческих судеб, в том числе и собственной, правильно сопоставлять особенности развития России в прошлом, настоящем и будущем, четко представлять ее включенность в мировое историческое и культурное пространство.

Исходя из отмеченного, ведущее место в программе спецкурса отводится изучению становления менталитета российского человека в разные периоды истории, особенностей русского характера, влияние на него тысячелетней истории России. С этой целью планируется широкое использование научной, научно – популярной исторической литературы, результатов социологических исследований по проблеме, а также поисково-исследовательской работы самих учащихся во время занятий в классе и при подготовке заданий практикумов.

Познавательная ценность курса состоит еще и в том, что преподаватель может включать в курс материалы по истории культуры, биографические сведения, проблемные и спорные вопросы истории.

Курс охватывает период с VI в. по начало XXI в. Спецкурс может быть использован как углубленное изучение истории в профильных гуманитарных классах, а также в сокращенном варианте, как элективный курс. Отдельные темы спецкурса были апробированы в 2010/2011 — 2011/2012 учебных годах в рамках изучения истории России в 10-11 классах на базе учебника И.Н. Ионова «Российская цивилизация».

Программа содержит 6 разделов, соответствующих периодизации российской истории по Н. А. Бердяеву: Киевская Русь, Русь удельная, Русь Московская, Россия Петровская, Россия Советская, Новая Россия.

Рассматривая этап становления древнерусского государства, особое внимание уделяется следующим темам:

Роль природно-географического фактора в формировании национального характера;

Влияние язычества на формирование мировоззрения восточных славян;

Взаимоотношения с Византией – изоляция от Западной Европы;

Двоеверие.



Проанализировав природно-географические условия становления менталитета, учащиеся пришли к выводу, что расхожий стереотип «русский человек ленив» объясняется долгой суровой зимой, когда работы у крестьянина было немного, а вот весной и летом он должен был работать от зари до зари, неслучайно это время называется «страда». Отсюда пословица – «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, лёгкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплины. Языческие традиции изучаются в форме урока-семинара, на котором учащиеся не просто рассматривают мировоззрение, описывают тот или иной обряд или традицию, но и приходят к выводу о двоеверии, сохранившемся до наших дней. Оживленное обсуждение среди учащихся вызывает проблема выбора веры. Старшеклассники пытаются предположить возможные варианты развития Руси в случае альтернативного религиозного определения, приходят к выводу, что решение князя Владимира предопределило особый путь развития русского государства.



Постичь особый путь развития российской истории помогают уроки-практикумы, на которых рассматриваются взгляды выдающихся историков, философов, поэтов и писателей, общественных деятелей. Так, английский философ А.Тойнби рассматривает становление России как ответ на вызовы истории, причем, по мнению ученого, «чем сильнее вызов, тем оригинальней и созидательней ответ».Такими вызовами были монголо-татарское иго, нашествие рыцарей-крестоносцев, Смутное время.

Дискуссию вызвала фраза Д.С. Лихачева «…в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем».

Красной нитью через весь курс проходит тема борьбы модернизационных процессов и традиционализма, которые проявляются в реформах сверху, социальных движениях масс, общественно-политических взглядах, социокультурных настроениях, идеях.



Пониманию особенностей российской цивилизации способствуют такие высказывания как «Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное». Влиянием Востока объясняются самодержавные устои в политической сфере, влияние Запада прослеживается в копировании экономического развития.

Подобная борьба Запада и Востока, модернизации и традиционализма наблюдается и в реформах Петра I. Данный урок логично проводить в форме дебатов. В ходе обсуждения учащиеся усваивают понятие «социокультурный раскол», который проявился в европеизации дворянства и замкнутости, духовном консерватизме широких народных масс.

XX век в истории России вызывает наибольший интерес среди учащихся. Дискуссия идет по следующим направлениям:

неудавшийся коммунистический эксперимент;

осуществление вековой мечты о всеобщем равенстве и справедливости.

В результате дискуссии приходим к выводу, что и в том и в другом случае имел место цивилизационный разрыв, так как были утрачены и либеральные ценности интеллигенции, и духовно-религиозные ценности народа. Задача современной культуры – восстановить связь времен, создать условия для гармоничного развития человека и общества в целом.

Таким образом, изучение данного курса или включение отдельных тем в преподавание истории России дает целостное представление об особом пути развития нашей страны, формирует чувство патриотизма.

Факультативный курс «История российского предпринимательства» дает основы экономических знаний, позволяет учащимся выявить особенности российского предпринимательства, показать роль предпринимателей в становлении новой России. Отдельные темы несут в себе воспитательный потенциал. На примере деятельности русского купечества прослеживаются ценностные идеалы, меценатские традиции, что особенно актуально в наше время. Курс используется в преподавании экономики в профильных классах, что делает этот предмет более гуманитарным.

Интерес учащихся к истории, высокая успеваемость, результативность на конференциях, олимпиадах являются показателями того, что ведение этого предмета в этнокультурном ключе является актуальным и правильным.