Содержание и приемы графического рисунка с использованием цветного карандаша

Содержание и приемы графического рисунка с использованием цветного карандаша.

По сравнению с живописью у графики более ограниченные средства. Но по своей распространенности и действительности она превосходит основные виды пластического искусства.

Графические произведения мы встречаем повсюду. Откройте газету, книгу, и вы увидите рисунки, карикатуры, иллюстрации … На стене в комнате, в классе, в залах – плакаты, эстампы, оттиски гравюр. На упаковке, на часах, альбомах — фирменные знаки. В магазинах есть рекламные проспекты, созданные художником-графиком.

Графика может откликнуться на злобу дня с быстротой телеграфа, но может нести в себе широкие обобщения и философские раздумья художника, его «приговор веку». Такими стали листы Гойи. Гравюры Домье, исполненные более ста лет назад, смотреться в наши дни с неослабным вниманием. Гравюры Фаворского украшают музеи наряду с полотнами классиков живописи.

Рисунок способен запечатлеть вдохновенный порыв гения, но он может и смиренно сопровождать лекцию, урок школьного учителя. Есть пословица: «Хороший рисунок заменяет тысячу слов».

Рисунок стал искусством издревле, являясь «источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки», — как утверждал Микеланджело. Все выдающиеся живописцы были и большими мастерами рисунка, оставив бесценные сокровища в своих альбомах и папках, «не одного дня не пропуская без рисунка».

Жизнь цвета и линии в искусстве должна быть такой же разнообразной и полнокровной, как сама окружающая жизнь со всем богатством ее форм и внутреннего содержания.

В каждом рисунке началом всех начал является линия. Линия – это определенность мысли. «Недостаток этой определенной и точно ограничивающей формы доказывает нехватку идей в голове художника…Что сроит дом и садит сад, как не точное и определенное?…Выбросьте эту линию, и вы выбросите самую жизнь; все снова станет хаосом…», — говорит замечательный поэт и художник Уильям Блейк.



В живописи началом всех начал является цвет. Он не только наполняет форму и строит ее, но служит идейным выражением замыслом художника.«Цвет, заключенный в форму, дает образ. Соотношения цветов, распределенных в формах, есть произведение живописи – то есть законченное целое – произведение, воспринимаемое посторонним зрением не требующие никаких дополнений либо иллюстраций к самому себе» 0 пишет знаменитый советский художник К.С. Петров-Водкин.

Цвет и линия, таким образом, это – две стихии, из овладения которыми возникает изобразительное искусство как творчество. Природа, действительность, общественная жизнь являются вечными источниками искусства. Поэтому изучение законов художественного мастерства неотделимо от задач изучения самой жизни, натуры.

Теперь конкретнее рассмотрим предлагаемые приемы работы с цветным карандашом. Уже на первом занятии необходимо познакомить с разнообразием штриховок и возможностями каждой. При этом учащиеся должны попробовать все виды и определить для себя самый оптимальный. Далее я предлагаю несколько упражнений, необходимых для обучения работе с цветными карандашами. Они входят в практическую деятельность описанных занятий (разработка блока уроков «Натюрморт»). Они помогают раскрыть секрет трех основных цветов, изменения светлоты, приемы работы с цветными карандашами, техники передачи свето-теневой моделировки предметов.

Примеры упражнений:

1 Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов



2. Упражнение: использование различных приемов в смешения цветов цветными карандашами.

3.Упражнение на достижение разной тональной характеристики цвета (степень светлоты).

4. Упражнение: три основных цвета. Смешение цветов, наложение.



5. Упражнение на постепенный переход от холодного цвета к теплому и наоборот.

6. Упражнение по получению различных оттенков путем наложения одного цвета на другой.

7. Упражнение: свето-теневая моделировка. Последовательное рисование яблока (гризайль).

Упражнение: дополнительные цвета. Возможности при передаче объема (яблоко).

( наилучший вариант, когда с помощью технических средств Вы показываете задание и этапы выполнения, а сами на мольберте или на доске показываете практическую последовательность работы)

А.В.Маковская