Содержание и организация учебно — исследовательской деятельности при изучении истории о

Содержание и организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении истории и обществознания: из опыта работы учителя истории и обществознания Тундутовской СОШ Фоменко Ю.В.

Современный мир неустойчив, изменчив и динамичен. Современному обществу всё больше требуются люди, которые не просто обладают суммой знаний в различных предметных областях, а люди, которые владеют техникой работы с информацией, навыками самообразования, целеполагания, мотивацией собственной деятельности. Для того чтобы школа в полной мере соответствовала требованиям времени, необходимы новые способы образования, педагогические технологии, которые главный акцент переносят на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать свои решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов. Любое образование – это всегда лишь основа для самосовершенствования, непрерывный процесс самообразования человека. В связи с тем, что исторические и обществоведческие науки, относясь к гуманитарному циклу учебных дисциплин, способствуют не только познанию законов общественного развития и социальной природы человека, но и формированию у учащихся навыков познавательной, ценностно-ориентированной и коммуникативной деятельности, я считаю, что именно в процессе изучения курса истории и обществознания, заложен большой потенциал по самообразованию учащихся.

Так как в настоящее время современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию самостоятельной, поисковой деятельности учащихся, то я в своей деятельности (как в урочное так и внеурочное время ) активно использую методы исследования, которые развивают творческий потенциал, навыки исследования, умение самостоятельно решать поставленные задачи, учат вступать в дискуссии, выражать собственное мнение, обучают приемам публичного выступления, развивают умения работать с литературой и активно использовать в своей деятельности информационные технологии. Также в процессе исследовательской деятельности по истории и обществознанию повышается уровень мотивации к изучению названных дисциплин, обеспечивается высокое качество знаний, обращение к исследовательской деятельности помогает обучающемуся найти сферу своих интересов, что способствует его профессиональному самоопределению. Наравне с этим исследовательская деятельность позволяет поднять статус педагога и образовательного учреждения.

В процессе моей педагогической деятельности накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников по истории и обществознания в урочное и во внеурочное.

Прежде чем отобрать учащихся, которые будут активно заниматься исследовательской деятельностью, я на уроках стараюсь использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждаю учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. И только после этого выбираю учащихся для написания работы. Возрастной состав, привлекаемый к исследовательской работе – это 8-11 классы.

Для повышения познавательной активности использую задания повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. Поэтому в исследовательскую деятельность я стараюсь задействовать тех учащихся, которые увлекаются историей и обществознанием и хотят заниматься такой работой. А также тех учащихся, которые целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.

Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.    Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы исследования, которую предлагаю я, либо ученики сами выбирают интересующую их проблему и приходят ко мне за консультацией. Затем знакомимся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой, учимся составлять библиографию, план исследования, проводить социологический опрос, анкетирование, писать тезисы.

Учащиеся с удовольствием занимаются исследованием родословных своих семей, изучением семейных архивов, написанием истории своей семьи. А через исследование истории своей семьи достигается цель повышения интереса к истории своей малой и большой Родины.

Очень большую помощь в организации краеведческой исследовательской работы оказывают сельские и районные библиотеки, школьные музеи, а также встречи с учеными, представителями общественности, ветеранами войны. Вот некоторые темы исследованные моими учащимися: « Презентация: Чертков Иван Терентьевич», « Петр Первый – гений или злодей ?», « История сельского храма в селе Тундутово», « Участие наших односельчан в ВОВ», « Нечистая сила в представлениях современного человека», « История развития Тимуровского движения в Тундутовской СОШ».

В организации исследования по обществоведческим дисциплинам большую роль играют встречи с представителями органов МВД, прокуратуры, судов, нотариата, адвокатуры, работниками налоговой службы, представителями банков, работниками службы занятости и трудоустройства, которые рассказывают о деятельности своих организаций, об истории создания данных ведомств. В результате эти встречи наталкивают учащихся на написание исследовательских работ по данной проблематике. Эти работы носят следующее название: «Проблема безработицы в Малодербетовском районе», «Коррупция в Калмыкии», « Становление судебной системы в Республике Калмыкия», « Проблемы детской преступности в Калмыкии»

  Выполненные работы представляются на различных уровнях. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, школьных, районных и республиканских конференциях, добиваясь на них успехов.

Дети с удовольствием включаются в работу по оформлению школьных стендов, по тем или иным памятным датам. ( Калмыкия – вчера, сегодня завтра; 400 лет со Дня вхождения калмыцкого народа в состав России; Великая Отечественная Война; Наш земляк Чертков И.Т. – кавалер трех орденов Славы; 50 – летие первого полета человека в Космос; Конституция – основной закон государства; Ребенок – его права и обязанности; 100 – летие Первой Мировой войны). Эта работа носит не только информационный характер, но и побуждает к творчеству и исследованию.

В заключении хотелось бы сказать, что, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются учащиеся и учитель при написании работы, исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как от современного человека требуется умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить выход из трудных ситуаций, а также проявлять свои творческие способности для достижения высоких успехов в карьере и жизни. Поэтому исследовательскую работу с учащимися я планирую продолжать и дальше.

        

.