Схема характеристики учащегося

Только грамотно составленная характеристика даёт четкое понимание ребенка, с которым предстоит работать педагогу. Я рекомендую следующую схему написания психолого-педагогической характеристики.

1.Общие сведения: Ф.И.О., дата рождения, класс.

2.Особенности физического развития: соответствие возрасту, состояние здоровья, имеет ли вредные пристрастия (алкоголь, табак, токсические вещества).

3.Условия семейного воспитания: состав семьи, социальное положение, образование родителей, жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, нравственный климат в семье, положительные и отрицательные стороны воспитания, отношение учащегося к членам семьи).

4.Интеллектуальное развитие: особенности памяти (способ запоминания — зрительная, слуховая, другая, прочность, быстрота, полнота запоминания), особенности мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, уровень самостоятельности мышления), особенности внимания (устойчивость, переключение, концентрация, умение распределять внимание), развитие речи ( запас слов, культура речи, умение рассуждать, грамотность, выразительность).

5.Личностные особенности: общее развитие, кругозор, особенности темперамента, устойчивость настроения, склонность к аффективным вспышкам, длительность и адекватность переживаний, реакция на успех и неудачу, преобладающее настроение, эмоциональная возбудимость, работоспособность, утомляемость, интересы — чем интересуется, устойчивость, осознанность интересов, ярко выраженные положительные и отрицательные черты, отношение к труду, себе, учебе, другим людям, трудолюбие, скромность, эгоизм и др., волевые черты характера- настойчивость, внушаемость, упрямство и др., самооценка — завышена, занижена, адекватная.

6.Особенности поведения: общая характеристика поведения, выполнение требований взрослых, развитость навыков культуры поведения, типичные нарушения поведения, чем вызвано наличие отклоняющегося от нормы поведения, какие меры воздействия дают лучший результат.

7.Особенности общения: как ведет себя при общении с младшими, сверстниками, старшими (доброжелателен, агрессивен, уравновешен), положение в коллективе (пользуется уважением, авторитетом, доверием, доволен ли своим положением), отношение к педагогам.

8.Выводы: содержание оказываемой педагогической помощи (диагностика, профилактика, развитие, коррекция), какие произошли положительные изменения в характере, поведении, общении, чем вызваны, над какими педагогическими задачами необходимо работать в ближайшее время.