Схема анализа урока

Методические основы урока.

Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты и процессы усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.

Характеристика отдельных групп методов:

1) объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;

2) репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

3) методы проблемного обучения;

- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

- частично-поисковые или эвристические методы, использующиеся для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

- исследовательские методы–способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

4) методы организации учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические;

- аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

- репродуктивные, проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы и работы под руководством;

5) методы стимулирования и мотивации:

- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

- методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);

6) методы контроля и самоконтроля:

- устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

- письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

- классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

- определение самостоятельных работ по изученному материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);

- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

- деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);

8) методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущно:

- правильное распределение времени на повторение,

- стимулирование активности учащихся в процессе повторения,

- соблюдение сочетания различных видов повторения (повторение пройденного в начале учебного года, текущее, периодическое и заключительное повторение).

Организация различных форм обучения учащихся на уроке по числу охвата школьников учителем:

Общеклассная форма обучения – одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя. Такая форма целесообразна, если все учащиеся класса одинаково подготовлены и могут работать в одном темпе;

Групповая, в процессе которой предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончанию работы, учитель ее оценивает;

Парная форма, организации познавательной деятельности. Она целесообразна в том случае, когда хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе которой он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет имеющиеся знания;

Индивидуальная, когда учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.





Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

- на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

- на уровне применения знаний по образцу;

- на уровне применения знаний в новой ситуации;

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько доступен поиск такого содержания для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.

3. Изложение материала на уроке мажет быть и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях содержание знаний изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.

Изложение знаний может протекать в форме рассказа, лекций, чтения учебника, просмотром видеофильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения – объяснительно-иллюстрированным или проблемным.

Одним из основных требований к уроку является научность, непременным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с доступными им методами науки.

Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы весьма нелегкая задача. Это, во-первых, внесение в изложение содержания разных категорий учащихся, памятуя, что самое сложное содержание может оказаться не под силу некоторым для активного усвоения, но должно быть понятно всем.

Это, во-вторых, поручение заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудного содержания заданий к более сложным. Это, в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.

4. Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок – это педагогическое и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований так и в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д., а шаги, обуславливающие движение к цели урока, то есть усвоение его содержания.

5. На уроке должно иметь место закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

6. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.

7. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.

Цель

Тип урока

Структура урока

Восприятие и первичное осознание нового материала

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ

Закрепление знаний и выработка умений по их применению

Закрепление новых знаний

Мотивация – актуализация ведущих способ действий – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль – контроль – коррекция знаний и умений

Выработка умений и самостоятельность применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях

Комплексное применение знаний

Мотивация – актуализация комплекса знаний – образец применения знаний – самостоятельное комплексное применение знаний – самостоятельное комплексное применение знаний – самоконтроль – контроль – коррекция

Систематизация знаний и способ действий

Обобщение и систематизация знаний

Мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного – обобщение и систематизация знаний и умений – установление внутрипредметных и межпредметных связей – самоконтроль – контроль – коррекция

Определение уровня овладения знаниями и способами действий

Проверка, оценка и коррекция знаний

Мотивация – самостоятельное выполнение контрольных заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка и самооценка – коррекция