Схема анализа лирического произведения

Схема анализа лирического произведения

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Какие микротемы развиваются в разных строфах стихотворения? (микротема – о чем? О любви, о красоте природы, о трагедии л.г. и т.д.)

Какая тема становится главной и почему?

Какие художественные образы создает поэт?

Объяснить смысл этих образов

Какова взаимосвязь этих образов?

Какие ассоциации вызывают у читателя эти образы?

Лирический герой стихотворения (кто он?)

Какие чувства, эмоции, мысли выражает л.г., что вызывает его волнение?

Какие детали и почему привлекают внимание л.г.?

О чем размышляет л.г.?

Главная идея стихотворения

Как жанр стихотворения способствует воплощению авторского замысла?

Какие особенности мировосприятия автора отражены в стихотворении?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор и ДЛЯ ЧЕГО?

Как стихотворный размер способствует выражению мысли автора?

Использует ли автор звукопись и цветопись, ДЛЯ ЧЕГО?

Особенности стихотворных размеров:

Стихотворные размеры создают особую ритмику стихотворного произведения.  К двухсложным размерам относят ямб и хорей, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест, и если первые созвучны скорее танцевально-музыкальной ритмике стихотворения, то вторые уже более близки к естественной разговорной речи и интонационно более гибки.



 Музыка ямба бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов. Ямб — энергичный ритм, он характерен для стихотворений насмешливого содержания.



 Хорей – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.

 Дактиль – очень минорный метр и, как и хорей, относится к падающим размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает. Он создает волнующий, тревожный, но в то же время мерный и однообразный ритм стихотворения, напоминающий звуки прибоя, как будто волны бьются о берег. 



Анапест – размер подымающийся. Трехсложный размер анапест (от греч. anapaistos – отраженный назад) называют также обратным дактилем, или антидактилем. По описанию К. Бальмонта, это «размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара». Поэт видит в дактиле руку с мечом, которая «медленно приподнимается, замахивается и сражает». У слушателя при этом появляется ощущение откровенной взволнованной речи, он как будто начинает ощущать сбивчивое дыхание рассказчика

 Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на средний слог. Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием. Амфибрахий (от греч. amphi – с двух сторон, brachys – короткий) буквально означает «краткий с двух сторон». Как охарактеризовал амфибрахий Константин Бальмонт в статье «Русский язык», «в нем есть качание старинного вальса и морской волны». Этот гибкий и пластичный ритм особенно близок к разговорной речи и потому особенно пленяет.