Схема анализа личностно-ориентированного урока АНТернопол

Схема анализа личностно-ориентированного урока (А.Н.Тернопол)

Мотивационно-ориентировочный аспект

Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?

Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самосовершенствованию?

Содержательный аспект

Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, целям, задачам и ведущим идеям урока?

Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом учащегося? Насколько изучаемый материал является интересным и значимым для школьников?

Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные, межпредметные и метапредметные компоненты деятельности?

Очевидна ли практическая направленность материала? Какое значение она имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей обучающихся?

Организационный аспект

Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

Применялись ли диалоговые формы общения в ходе учебного занятия?

Стимулировал ли учитель школьников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы и способов его выполнения?

Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный стиль и темп учебной деятельности обучающихся?

Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?



Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

Оценочно-результативный аспект

Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?

Привлекались ли школьники к самооценке и рефлексии собственной деятельности на разных этапах урока или в конце урока?

Основные аспекты самоанализа и перечень вопросов для его осуществления

Аспекты самоанализа

Вопросы для самоанализа

I. Цели и задачи урока

В чём заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели и задачи планировалось достичь в ходе урока?

II. Содержание и организация учебного занятия

Насколько удачно мне удалось отобрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия с учащимися? Соответствовали ли они принципам личностно-ориентированного подхода, целям и задачам урока?



III. Технология работы педагога

Какие технологические приёмы использовались мною для того, чтобы на уроке:

- актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;

- стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;

- была создана для учеников ситуация выбора учебных заданий и форм ее выполнения;

- было создано учебное взаимодействие в диалоге;

учитывался индивидуальный темп и стиль учебной деятельности разных школьников?

IV. Результативность проведённого урока



Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь поставленных мною целей и задач урока? Насколько проведённое занятие было направлено на:

- становление и проявление индивидуальности учащихся;

- развитие творческих способностей школьников;

- формирование положительной Я-концепции личности учеников;

- выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как в дальнейшем можно использовать недостатки этого урока?