Штурм крепости повторительно-обобщающий урок в 6 классе

Штурм крепости

(Повторительно-обобщающий урок в 6 классе)

Цели урока:

Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по характерным чертам средневекового общества.

Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы, составлять рассказ, выделять главное, систематизировать.

Проверить степень усвоение материала по истории средних веков.

Оборудование:

Рисунок крепости с препятствиями (лес, болото, вал, стены)

2 флага.

Задания для групп (5 основных и 3 дополнительных)

Информация для учителя: Класс заранее делиться на 2 группы, каждая группа получает флаг. Выполняя задания предложенные учителем, команды преодолевают препятствия, тем самым, продвигаясь к крепости. Группа детей первой справившиеся с заданиями – победитель – оценка “5”, вторая группа – оценка “4.

Если при выполнении заданий какая – то группа детей не справилась или ответила не верно, дается дополнительное задание.

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами будем штурмовать крепость. Для того чтобы ваш флаг красовался на самой высокой башни замка нужно пройти 5 препятствий. Итак, первое препятствие.

Вступление:

Не на море-океане, не на острове Буяне,

А в лесу среди болот крепость мощная встает.

Лес, болото, вал и стены преграждают путь к врагу,

Ваши знания помогут штурмом взять ее в бою!

Мы изучили средние века: «Слетали» мы в Париж и Лондон,

Турниры, замки, города, восстания, Крестовые походы.

Ну, а теперь давайте, господа, мы те события всем классом вспомним.

1.Разминка:

Как называется курс, который мы изучили? (средние века)

Какой период охватывает история средних веков? (5-15вв.)

Здание городского совета в Западной Европе? (Ратуша)

Человек, являющийся полной собственностью своего господина? (раб)

Воин, вооруженный луком и стрелами? (лучник)

Церковная грамота о прощении грехов? (индульгенция)

Сословное объединение купцов, защищающее свои интересы? (гильдия)

Жилище феодала? (замок)

Суд католической церкви, созданный для борьбы с еретиками? (инквизиция)

Живописное изображение красками по сырой штукатурке? (фреска)

Объединение городских ремесленников одной специальности? (цех)

Священная книга мусульман? (коран)

Хозяйство, в котором все изготовлялось не для продажи, а для собственного потребления? (натуральное)

Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию? (централизованное)

Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла? (мозаика)

Короли, шуты, герои, столько лиц прошло сквозь нас.

Эти люди делают историю, кто они – вопрос для вас.

2.«Крылатые выражения»:

Написанные на отдельных листках тексты «крылатых выражений» лежат на столе чистой стороной вверх. Команды вытягивают одно из заданий и объясняют его.

«Ходить в Каноссу».

Германский император 11в., выступавший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. (Употребляется в случае униженного вымаливания чего-либо).

«Бросить перчатку».

Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. (Сейчас употребляется в значении «вызывать на спор, состязание).

Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: «Что с возу упало, то пропало».

(Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар в воза, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли.)

Турнир подходил к концу. Было слышно ржание лошадей, стоны. Воины немало поменяли копий. С тех пор пошло выражение «Копья ломать».

(В средние века конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьем в железные латы. Копья часто ломались.)

(Выражение означает яростную борьбу, ожесточенную схватку.)

Средневековье – мир особый: тут замки, дамы в париках,

Тут рыцари в турнирах гибнут, за честь сражаясь на мечах.

3.Разгадай чайнворд:

Религия, начало которой было положено Мухаммедом. (ислам)

Государство, во главе которого стоит один человек. (монархия)

Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных городов и стран. (ярмарка)

Лженаука, целью которой было получение золота путем химических соединений различных веществ. (алхимия)

Снаряд для стрельбы. (ядро)

Вид повинности крепостных крестьян в пользу феодала. (оброк)

Человек, занимающийся обработкой земли. (крестьянин)

Сбор в пользу государства. (налог)

Титул представителя класса феодалов.(герцог)

Крупный феодал, управлявший частью государства и империи Карла Великого. (граф)

Земля, которой владел феодал.(феод)

Повинность в пользу церкви.( десятина)

Представитель знатного рода. (аристократ)

Военное состязание рыцарей. (турнир)

Человек, занимающийся изготовлением различных изделий. (ремесленник)

Человек, наживающий богатство путем эксплуатации наемных рабочих. (капиталист)

Что, когда, в какой стране? Всегда ответит карта мне.

4.Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило событие и показать эту страну на карте.

В какой стране были созваны Генеральные штаты? (Франция)

В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия)

В какой стране было гуситское движение? (Чехия)

В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя)

В какой стране сословно-представительный орган назывался кортесы? (Испания)

В какой стране сложились враждебные группировки гвельфы и гибеллины? (Италия)

Понятия мы с вами повторили, но это далеко не все,

И даты нам знать тоже нужно, ведь даты – это слабое звено!

Соотнесите даты и события:

475г. Падение Западной Римской Империи

863г. Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

1054г. Разделение христианской церкви на Западную и Восточную

1096-1291гг. Крестовые походы

1337-1453гг. Столетняя война

1445г. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом

1453г. Гибель Византийской империи

Вы преодолели лес, болото, вал. И сейчас вам предстоит последний этап – штурм крепостных стен.

«О каком событии идет речь?»

Каждая команда получает карточки с напечатанным текстом, описывающим определенные события. Команда должна угадать о каком событии идет речь.

О каком событии идет речь? Папа прямо сказал: «Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, земля та течет молоком и медом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай…»

(призыв папы к крестовым походам).

О каком событии идет речь? « Желая предупредить смуту, Филипп 4 созвал собрание, на которое пригласил не только церковных и светских феодалов, но и по два депутата от каждого города. Собрание состоялось 8 апреля 1302г. В главной церкви Парижа – соборе Парижской богоматери…По свидетельству очевидцев, король: «просил как друг и требовал как господин» помощи у сословий в его борьбе против притязаний папы.

(Созыв первых Генеральных штатов во Франции).

Кому принадлежат эти слова, и о каком событии идет речь? «Бог послал меня для того, чтобы принести спасение, дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в покое наше королевство. Отныне оно будет принадлежать вам…Ведь вы, Ваше высочество – законный наследник французского пристола».

(Жанна д,Арк. Столетняя война).

О ком идет речь? Разорившийся рыцарь, блестящий полководец. В одном из сражений был ранен в голову и ослеп, но продолжал командовать народной армией.

(Ян Жижка).

7.«Оденьте рыцаря»

Копье

Забрало

Шлем

Щит

Кольчуга, позже латы

Палица (тяжелая дубинка)

Шпоры

Религия которая было положено мухаммедом

8. Штурм крепости.

Учитель: Итак, вам осталось преодолеть последний этап – штурм башни. Эта башня – основа всей крепости, как понятие “феодализм” является основой курса средних веков.

Команды получают по чистому листу бумаги, на которой должны записать основные черты феодализма. Задание на правильность и быстроту. Затем каждая команда по очереди зачитывает по одному признаку.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Литература:

. О.В. Арласланова, К. А. Соловьев. Поурочные разработки по истории средних веков. М., “Вако”, 2004г.

М.А. Субботина. Игры и занимательные задания по истории. М., “Дрофа”, 2003 г.

Т.А. Кулагина. Сто игр по истории. М., “Просвещение”, 1993 г.