Шпоры по Психологии и педагогике

Вопросы к экзамену по курсу Интегрированный модуль «Философия» раздел «Основы психологии и педагогики»

Предмет и задачи психологии.

Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике.

Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии — это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных.

Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Основные отрасли и методы психологии

 

Современная психология включает в себя до 40 отдельных дисциплин и научно-практических направлений:

зоопсихология в изучает особенности психики животных;

детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;

социальная психология — изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;

педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых умений и навыков;

медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или психотерапии;

юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;

экономическая психология — рассматривает психологические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);

военная психология — изучает поведение людей в условиях боевых действий;

патопсихология — (patos — страдание ) — изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Методы психологии:

• методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

• методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).

Понятие о психике и сознании

 

Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. 

Структура психики (психические процессы, состояния, свойства) Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

• психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);

• психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

• психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

• сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);

• моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

• ассоциативные зоны (служат для переработки информации).

Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное.

Понятие и структура личности в психологии.

Личность -  то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, этоиндивидуальность.

Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.

Аффективная сфера - все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности. См.

Сознание и бессознательное

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности — способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не толькоорганизмом, но быть личностью. См.

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.

Характер, или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть. См.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.

Современные подходы изучения личности (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивизм др.).

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональнымивлечениями;

эти влечения преимущественно бессознательны;

попытки осознания этих влечений приводят кпсихологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация,реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Гешта̀льт психоло́гия (от нем. Gestalt — образ, форма) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году. Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру,Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализация личности, творчестволюбовьсвободаответственность, автономия,психическое здоровье, межличностное общение. ( А. МаслоуК. РоджерсВ. Франкл,)

КОГНИТИВИЗМ - направление в психологии (=> подход когнитивистский; психология: подход когнитивный, психология когнитивная, психотерапия когнитивная). Утверждает, что индивиды — не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.

Сущность, структура и функции самосознания.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человекомсебя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

Самопознание — получение информации о себе.

Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Саморегуляция поведения.

Понятие направленности личности, ее виды и структура.

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество;

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленностьличности и профессиональную направленность.

Мотив и мотивация поведения человека. Виды мотивации.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесспсихофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

голод

жажда

избегание боли

стремление к температурному оптимуму

и т. д.

групповые

забота о потомстве

поиск места в групповой иерархии

поддержание присущей данному виду структуры сообщества

и т. п.

познавательные

исследовательское поведение

игровая деятельность

Структура потребностей человека.

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функциональногоощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1]:

по сферам деятельности:

потребности труда

познания

общения

отдыха

по объекту потребностей:

материальные

биологические

социальные

духовные

этические

эстетические и др.

по значимости:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

по временной устойчивости:

устойчивые

ситуативные

по функциональной роли:

естественные

обусловленные культурой

по субъекту потребностей:

групповые

индивидуальные

коллективные

общественные

Понятие, свойства и типы темперамента.

Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Холерик, Сангвиник, Флегматик, Меланхолик

Способности личности и их классификация. Уровни развития способностей.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности человека, лежащие в основе развития способностей.

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Понятие и типология характера.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Типы акцентуации характера.

Акцентуации (от лат. accentus — ударение, подчеркивание) — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.

Шпоры по психологии развития

Общее понятие об эмоциях и их классификация. Роль эмоций в жизни человека.

Эмоциональные процессы, как и все психические процессы, представляют собой отражение реальности, но только в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания, в более или менее внешне выраженной экспрессии.

Наиболее распространенные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие — отрицательными в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности индивида.

Характеристика эмоциональных состояний (аффект, стресс, страсть, фрустрация, тревожность и др.).

В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяют на следующие виды;

•  Настроения — слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих. Настроения переживаются либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как определенное эмоциональное состояние (скука, печаль, тоска, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.).

•  Аффекты — эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризующиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчаяние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем.

•  Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.

•  Чувства — в отличие от обычных эмоций (непосредственных, временных переживаний) — это более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя целую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы:

—моральные чувства — связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.);

—интеллектуальные чувства — связаны с удовлетворением познавательных потребностей (чувство успешности обучения и др.);

—эстетические чувства — возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей (чувство прекрасного, безобразного, возвышенного или низменного).

Способы эмоциональной саморегуляции.

Мускулатура. Дыхание. Визуализация. Использование защитных механизмов.

Понятие и функции воли.

Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.

Структура волевого акта.

сознание цели и стремление ее достичь;

осознание возможностей ее достичь;

появление мотивов, связанных с достижением цели;

борьба мотивов и выбор возможности достижения;

принятие решения о возможных действиях;

осуществление принятого решения;

Волевые качества личности.

В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:

целеустремленность;

самообладание;

самостоятельность;

решительность;

настойчивость;

энергичность;

инициативность;

исполнительность.

Ощущение: сущность, классификация, свойства.

Ощущение — это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор, состоящий из трех частей:

•           рецептор — часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

•           нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг;

•           корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

•  Внешние ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела.

•           Внутренние ощущения — голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.

•        Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторыдвигательного анализатора находятся в мышцах и связках.

Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога ■ уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

• Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою чувствительность.

• Закон адаптации (приспособления) — состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

• Закон контрастности — состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном — светлее.

 

Понятие и основные свойства восприятия.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Свойства восприятия:

•  Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

•  Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

•  Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

•  Осмысленность восприятия — показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

•  Константность восприятия — относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.).

•  Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

1 Гиперстезия — повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст