школьный психолог

Кто такой школьный психолог?

-Чем отличаются школьные психологи от детских психологов?

В общих чертах можно сказать так, что детский психолог занимается гармоничным развитием личности ребенка, начиная с младенчества и на протяжении всего периода детства, а школьный психолог сопровождает именно период школьной жизни ребенка.

-В какой момент школьный психолог появляется в жизни ребенка?

Сейчас во многих школах существует такая система, как подготовка к школе. Дошкольники на протяжении года приходят в группу, где с ними занимаются учителя, которые, скорее всего, возьмут этот класс в новом учебном году. То есть, создаются условия, в которых ребенок может уже заранее адаптироваться к новой школьной среде. Психолог присутствует при приеме и распределении детей в классы, консультирует родителей и ребенка, что бы спрогнозировать возможные трудности ученика, дать какие-то рекомендации для предупреждения возможных трудностей.

-Некоторые школы не ограничиваются одним психологом, а создают психологическую службу. Для чего это нужно?

Это очень хорошо для детей, потому как в психологическую службу входит несколько специалистов: психолог, даже может быть не один, логопед, социальный педагог и очень хорошо, когда в эту службу входит дефектолог. Таким составом можно работать над очень серьезными проблемами, рассматривая их с позиций каждого специалиста, а когда это все сваливается на одного психолога, не всегда есть возможность разбираться в сложных случаях, в которых можно было бы помочь ребенку здесь и сейчас.

-Какие условия нужны психологу для плодотворной деятельности?

В первую очередь наличие помещения, комфортного пространства, которое разграничено на несколько зон. Зона приема, где можно провести консультацию, зона для групповой работы, зона релаксации, игровой терапии. Наличие необходимого оборудования, в том числе и технических средств -компьютера, потому как многие диагностические методы проводятся с помощью компьютера, аудио и видео материалы, методические материалы.

-Как узнать хороший ли это психолог, насколько он в курсе современных разработок?

Для психолога, который работает в образовательном учреждении, постоянно предлагаются курсы повышения квалификации, на базе Государственных университетов, психологических центров, академии переподготовки и повышении квалификации. Любой педагог или психолог может и должен повысить свой профессиональный уровень, свою компетентность. Как правило, по окончании таких курсов психолог получает диплом, сертификат или удостоверение о повышении квалификации по какому-либо направлению. Наличие таких документов и результативная практическая деятельность психолога позволяют говорить о его профессиональной компетентности.

-Какая помощь оказывается новичкам адаптироваться в новом коллективе? Могут ли родители, пообщавшись с психологом, как-то помочь детям в домашних условиях?

В основном психолог проводит с первоклассниками развивающие занятия, которые направлены на сплочение коллектива, на более мягкую адаптацию. В занятиях принимает участие и педагог, который преподает в этом классе. Занятия направлены на знакомство учащихся с разными методами способов коммуникации. Дети узнают, что можно общаться не только вербально, но и невербально (словами или с помощью языка жестов, эмоций). Учатся узнавать свой внутренний мир и внутренний мир своих одноклассников. Обязательно нужно учить детей принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы

ребенок с индивидуальными физическими особенностями развития (инвалид) мог учиться в обычной школе. Дети бывают жестокими, могут смеяться, подшучивать над таким ребенком. Задача психолога заключается как раз в том, чтобы уметь сгладить эту ситуацию, научить детей способом общения в таких ситуациях. Родителям нужно проявлять интерес к тому, как ребенок провел очередной день в школе, не сравнивать ребенка с другими детьми, а только с его собственными достижениями. Ребенок должен чувствовать любовь и поддержку со стороны родителей.

-Как школьный психолог вникает в проблему? Нужно обязательно находиться рядом с детьми, чтобы своими глазами видеть ситуацию?

Я считаю, что лучше предотвратить проблему, чем дождаться того, когда начнут поступать жалобы. Я стараюсь присутствовать в классах с первого учебного дня, у нас даже программа такая есть «первые дни ребенка в школе». Психолог приходит на занятия, наблюдает за учащимися в процессе учебной деятельности, проводит перемены с детьми, играет с ними, смотрит на ситуацию не только со стороны, но и включается в процесс.

-Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, какое время стоит пытаться их наладить, а когда все-таки перевести в другую школу?



Все зависит от конкретной ситуации. Не факт, что перейдя в другую школу, у ребенка не будет проблем, из-за которых пришлось уйти. В своем классе у него уже не сложились отношения, его перевели в другой с этим негативным опытом и он заранее еще больше напуган и переживает, как примут его в новом коллективе. По опыту моей работы, были случаи, когда ребенка переводили в другую школу и у него, только усугубилась тревожность. Поэтому, важно помогая ребенку, всячески оказывая ему поддержку, стараться наладить отношения, открыто не вмешиваясь в конфликт детей и прислушиваясь к мнению ребенка.

-Какую работу с родителями проводит школьный психолог?

Работа строится по нескольким направлениям, например, консультации родителей по их инициативе или по инициативе психолога. Если мы видим, что у ребенка проблема, обязаны поставить родителей в известность. Ещё одно направление в работе с родителями – это психопрофилактика: выступления на родительских собраниях на актуальные темы (« психологические особенности определенного возраста», «особенности адаптации учащихся», « профилактика нарушенных форм поведения», «профессиональное ориентирование подростков» и т.д.).

-В каких случаях к школьному психологу обращаются учителя?

В ситуации, когда у учителя складывается впечатление, что ребенок не может усвоить его предмет. И не может понять причину, то ли он непонятно объясняет, то ли у ребенка недостаточно знаний, или не сформированы общеучебные умения и навыки, а может быть проблемы психологического характера. Так же обращаются для разрешения конфликтных ситуаций в классе.



-С какими проблемами обращаются дети?

По своей инициативе чаще обращаются дети подросткового возраста. Их интересуют особенности их индивидуального личностного развития, выбор профессии, взаимоотношения со сверстниками и родителями.

-Если психолог не может справиться самостоятельно, отправляет в психологический центр. Чем отличается помощь там?



Психологическая помощь в центре -это прекрасная возможность для родителей получить консультацию другого специалиста: невролога, психотерапевта, которых нет в обычной школе. А для ребенка, если требуется, получить помощь этих специалистов. Например, как правило, школа не располагает такими условиями для работы психолога, как песочная терапия, а в психологическом центре есть эти условия и специалист в данной области.

-Если ребенок не хочет помощи?

Учитывается мнение родителей. Если не хотят родители, здесь мы не имеем права даже насильственно оказывать помощь. Когда идет набор в первый класс, родителям предлагается заявление, в котором они подписывают согласие на работу психолога с классом. На родительском собрании психолог рассказывает какие именно виды работы или оказания психологической помощи могут проводится в классе.

-Проводятся ли в школе тесты и тренинги?

Это обязательная часть работы школьного психолога. Существует несколько направлений работы: Тесты относятся к психологической диагностике (тестирование, опросники, анкетирование). Тренинги могут быть психопрофилактическими, а могут быть и развивающими. Проводятся в игровой форме, хоть и несут в себе глубокий смысл. В основном, профилактика зависимостей: не только табакокурения, компьютерной зависимости, но и профилактика асоциального поведения в целом. Например, если мы возьмем проблему химической зависимости, то как можно построить игру на такую серьезную тему? Детям раздаются роли, часть просто жители города, часть должностные лица. Можно даже заранее написать тексты, чтобы они их озвучили. Например, кто-то из участников будет в роли ребенка из благополучной семьи, другой из неполной, третий вообще равнодушен к проблеме зависимости. Далее государству нужно придумать программу, как бы они боролись с химической зависимостью. Президент издает указ, выделяется бюджет, медики разрабатывают свою программу и т.д. Дилеры должны переманить кого-то на свою сторону. Длится тренинг около 2 часов, а в конце занятия мы садимся в круг и обсуждаем какие чувства испытал ребенок на месте своего героя, смог ли он противостоять влиянию дилера, или нет, почему. Дети живо включаются в роли, обсуждают проблему, делают серьезные выводы. Такие тренинговые занятия в нашей школе мы проводим совместно со специалистами районного психологического центра.

-В каких ситуациях Вы рекомендуете обращаться к школьному психологу?

Обратиться можно в любой ситуации, касающейся психического, индивидуального, личностного, социального развития. Это могут быть -трудности в учебе, взаимоотношения со сверстниками, родителями и учителями, профессиональное самоопределение, саморазвитие. Я считаю, что можно не дожидаться причины для обращения, а познакомиться с психологом, который работает в классе, где учится Ваш ребенок, с теми психологическими мероприятиями, которые планируются проводить в классе. Если уже что-то проведено ознакомится с результатами, поделиться сомнениями, попросить психолога обратить внимание на определенные нюансы. Это будет полезно и родителю, и ребенку, и педагогу-психологу.

Статья так же опубликована на сайте http://www.ipups.ru/articles/shkolnyy-psiholog