Школьный краеведческий музей Родной город

Школьный краеведческий музей

Курловской средней школы №1

«Родной город».

План работы:

Проведение экскурсий

Тематические уроки

Обзор краеведческой литературы

Уроки-экскурсии

Работа с экспонатами

Поисково-исследовательская деятельность:

экскурсии (с уч-ся нашей школы, ребятами других школ, ветеранами и участниками ВОВ, гостями нашей школы, выпускниками)

тематические беседы: «Знай и люби свой край», «Мещера – край родной», «Они сражались за Родину», «Вклад курловчан в победу» и др.

тематические уроки: «Наш край стекольный», «Я знаю город будет», «Моя Родина» и др.

приглашение ветеранов в честь праздника «День Победы» (тематические экскурсии)

тематические обзоры экспозиций: «Мальцевская стекольная империя», «Быт и нравы жителей рабочего поселка Курлово впервой половине 20 века»,

обзор краеведческой литературы по различной тематике

поисково — исследовательская деятельность по темам: «Моя родословная», «Земляки – ветераны ВОВ», «Мальцевская стекольная империя», «Учительские династии», «Город будущего века».

Характеристика

школьного краеведческого музея

Курловской средней школы №1 «Родной город».

6 декабря 2000 г в Курловской средней школе №1 был открыт краеведческий музей «Родной город». Музей располагается в отдельном помещении (комната). Экспозиции размещаются в отдельных витринах, количеством 4-х штук и секциях размером 2м*40 см. Весь печатный текст разделен на разделы и размещается на стендах (кол-во 8 шт). Краеведческий музей рассказывает об истории г.Курлово.

I раздел «Историческое прошлое нашего города» (здесь представлены фотографии, которые рассказывают о событиях и фактах истории нашего города).

II раздел – «История школы». Раздел посвящен истории нашей школы, с момента ее образования по настоящее время.

III раздел –«Курлово в годы войны». Здесь рассказывается о военных событиях в нашем городе, о наших земляках – участниках ВОВ 1941-1945 гг.

IV раздел – «Я знаю город будет». Раздел представлен фотомонтажем о нашем городе и повествует о рождении нашего города (28 мая 1998 п.Курлово присвоен статус города).

V раздел- «История предприятий города». Здесь рассказывается о градообразующем предприятии – фирме «Символ», а также о других предприятиях : леспромхоз, хлебокомбинат, мебельная фабрика и др.

VI раздел – «Историческая справка», которая характеризует развитие нашего города к началу 21 столетия.

Кроме этого в музее находятся экспонаты, которые рассказывают о жизни курловчан в прошлом: это предметы быта, одежды, орудия труда 19 в.; о военных событиях рассказывают медали, письма с фронта, снаряды и многое другое.

Большой интерес у ребят вызывает экспозиция денежных знаков, которая была в обиходе на протяжении 19-20 вв. Также в числе экспонатов представлена продукция предприятий нашего города. Каждую экспозицию представляют экскурсоводы. Это учащиеся 8-го класса, которые 2-й год занимаются в краеведческом кружке и непосредственно работают в музее.

В музее проводится экскурсионно-массовая работа:

экскурсии,

тематические беседы,

приглашение ветеранов,

тематические обзоры,

поисковая и исследовательская работа.

Программа молодежного исторического клуба «МиК»

(«Мы из Курлово»)

Условия возникновения.

Созданию школьного краеведческого музея предшествовала большая краеведческая работа. Это исследовательские работы по различным направлениям: «Мальцовская стекольная империя», «Город будущего» и другие.

Школьный музей рассказывает об истории г. Курлово, о тех людях, которые превращали рабочий поселок в цветущий город, «Город будущего века». Накоплению материала о людях, чья судьба связана с местечком Курлово, помогла программа «Моя родословная».

Цель: развивать интеллектуальный,этический,духовный уровень ребенка, помочь становлению его как личности, осознающей свою причастность к судьбе Родины.

Задачи:

Образовательная

Совершенствование знания подростков по истории своего Отечества.

Исследовательская

Обучать осмысленным доказательствам собственных гипотез и тем самым прививать интерес к исследованию.

Воспитательная

Помочь ребятам в психологической адаптации, в уважении друг к другу, помочь становлению коллективного творчества, самоуправленческих начал.

Устав клуба «МиК»

I.Общее положение.

«МиК» — Молодежный исторический клуб « МЫ из Курлово».

II. Взаимоотношения в клубе строятся на уважении друг друга, запрещены всякого рода дискриминации, вводится единое общение по имени.

III. График работы:

1 раз в месяц сбор общего состава;

1 раз в неделю сбор группы (старшей, младшей) клуба,

Совет клуба проводится по необходимости.

IV.Законы клуба.

Вносить личный вклад в интеллектуальную копилку клуба.

Каждое заседание клуба «МиК» начинать с исполнения гимна города Курлово.

Запрещено:

А) оскорблять друг друга

Б) не уважать вкусы членов клуба

В) заниматься делами, не соответствующими теме заседаний.

Обязательное присутствие.

Спорные вопросы решаются голосованием, решающее слово принадлежит руководителю.

Условия приема в клуб.

Ученики в возрасте 12-16 лет, признающие устав и исполняющие поручения клуба.

Кто принимает в клуб.

Совет клуба, общее собрание.

Руководство клуба.

Высший орган – Совет клуба, члены совета избираются тайным голосованием на срок 1 год.

В совет клуба входит 5 человек.

Символика клуба.

1.Гимн города Курлово.

2.Флаг.

3.Герб.

Проект «Моя родословная»

I.Поисковая работа

Составление генеалогического древа своей семьи.

Поиск родственников.

Работа с архивными документами.

Изучение семейных традиций, обычаев, легенд, реликвий.

II. Исследовательская работа.

Работа с семейным архивом, альбомом.

Установление связей и контактов между родственниками.

Выявление династий.

III. Военно-патриотическая работа.

Встречи с ветеранами ВОВ.

Выявление родственников участников военных событий.

Увековечивание памяти земляков.

Встречи с воинами-интернациоанлистами.

Установление имен погибших и пропавших без вести в годы войны.

Выявление мест захоронения.

Вклад каждой семьи в победу, т е работа в тылу и на фронте.

Организация встреч однополчан.

Воспоминания людей, чье детство прошло в годы войны, их судьба.

IV. Краеведческая работа.

Накопление материалов в фонд музея.

Знаменитые люди нашего края.

Изучение истории родного края.

Выявление представителей российских родов разных сословий.

Изучение памятников истории и культуры, предприятий нашего края, быта.

Выявление изучения особенностей местной культуры, юбилейных дат.

Работа с топонимикой.

В начале учебного года руководитель школьного музея провела игры «Юные хранители школьных музеев», «Юные оформители школьных музеев», «Юные организаторы школьных музеев» (см. Приложение 1).

Деловые учебные игры «Юные хранители школьных музеев», «Юные оформители школьных музеев», «Юные организаторы школьных музеев» разработаны для того, что бы в непринужденной, интересной и активной форме провести занятия по музейному делу. Эти занятия позволяют затронуть одни из главных направлений деятельности музея – организационную, научно-фондовую и экспозиционную.

Участникам дается возможность за довольно короткий отрезок времени приобщиться к роли краеведа-собирателя и организатора музея, фондовика и экспозиционера.

Главное заключается в активном освоении навыков музееведческой деятельности, а достаточно экстремальная ситуация (лимит времени, большой объем задач) позволяют выявить лидеров и одновременно потенциальные возможности каждого участника.

Цель игр – выявление творческого и исполнительского потенциала участников, получение возможности каждому выбора и освоения в предлагаемых рамках того вида деятельности, который ближе ему по характеру и способностям, обучение работы в коллективе.

Деловые игры позволили смоделировать организационную, научно-фондовую и экспозиционную работу музея.

Для создания новых экспозиций была проведена следующая работа:

В октябре 2012 года поисковым группам 5-х — 8-х классов на сборе поисковых групп были вручены поисковые задания, которые включали в себя следующие темы: 5А — Война в судьбе моей семьи; – «Знаменитые земляки, выпускники нашей школы»; 6А – «Капитаны школьного корабля»; 6Б – «История пионерской организации школы»; 7А- «Детство, опаленное войной»; «История комсомольской организации школы»; 8А – «Учителями славится мой город»; 8Б – «История Космонавтики».

Чтобы помочь поисковым группам справиться с поисковыми заданиями были организованы консультации для поисковых групп и классных руководителей. На консультациях были рассмотрены вопросы сбора и обработки собранного материала, правила оформления поискового отчета, были разработаны вопросы для записи интервью. Ребята активно использовали в работе фотоаппараты. Все работы набраны на компьютере, выполнены все технические требования. Однако не все работы содержат справочный материал, не указаны сайты, откуда, при необходимости, была взята информация. В следующем учебном году на первых же консультациях обратить особое внимание на эти моменты, обязательно ввести для всех выполнение технических требований и структуры написания отчета о поисковой работе.

В декабре были проведены промежуточные отчеты поисковых групп. Классные руководители заблаговременно были поставлены в известность о проведении отчетов и большинство из них приняли активное участие в сборе и обработке материала.

Все собранные материалы содержат большой поисковый материал: фотографии из личных архивов, копии документов и справок, записи воспоминаний, материалы городских СМИ.

В марте-апреле состоится заключительный отчет поисковых групп на Третьей школьной краеведческой конференции, где будут подведены итоги работы за год. По итогам заключительного отчета наиболее интересные и объемные материалы будут награждены дипломами и грамотами победителей.

Вместе с руководителем музея начали оформлять «Методическую копилку музея», где будут собраны не только научно – исследовательские работы школы, но и методические разработки по их оформлению.(см. Приложение 2).

Важное значение для нас имело оформление новой экспозиции «Русский быт».

В декабре 2012 года было проведено Заседание историко – краеведческой секции ученического научного общества «МиК» по теме «Русская старина» (см. Приложение 3).

Важной задачей было не только собрать информацию на бумажных носителях, но и перенести данные на электронные носители. Мы только начали данный вид работы, но надеемся в скором будущем закончить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Юные активисты школьного музея»

(учебные деловые игры)

Задачи игр

Реализация творческих способностей детей;

Привитие навыков научно-профессиональной деятельности исследовательской, источниковедческой, литературоведческой, поисковой, музееведческой;

Дальнейшее совершенствование работы музея ОУ;

Активизация массовой работы музея;

Воспитание правильного отношения к подлинникам, составляющих основу музейных коллекций.

Игра: «Юные организаторы школьных музеев»

Ход игры:

Участники вступают в игру сразу после выдачи пакета документов.

Пакет документации.

Каждому из участников деловой игры организатор выдаёт пакет документации:

Инструктивный материал (перечень этапов работы, хронология работы).

Музейная документация (бланки)

Концепция музея.

План работы

Акт приема

полевая опись

«Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов»

«Тетрадь фотофиксаций»

Вся игра разбита на 6 основных этапов, во время каждого, из которых необходимо выполнить ряд заданий. Все задания должны быть выполнены в определенном временном режиме.

Участники игры должны как можно более четко выработать план действий, чтобы максимально качественно выполнить все задания.

Первый этап – «Концепция музея».

Задание первого этапа наиболее сложное – предстоит сформировать концепцию музея. Необходимо дать обоснование основой идеи музея, которая исходит из социально – культурной ситуации в крае, отражает интересы и возможности разработчиков. Игроки должны дать имя музею, отнести его к одной из основных профильных групп (естественно-научный, исторический, литературный, художественный, музыкальный театральный, технический, этнографический, сельскохозяйственный, исторический (конкретной) тематики, комплексный краеведческий, истории ВОВ 1941 – 1945г. др.) и установить по функциональному назначению и форме деятельности жанр музея (музей – выставка, музей – студия, музей – мастерская, интерактивный музей, музей – клуб, музей – театр, музей – кабинет, музей – лаборатория, музей – методический кабинет, музей – научный кабинет, музей – класс, музей – школа и др.).

Второй этап – «План работы».

План это комплекс мероприятий различного характера, направленных на полноценное функционирование такого сложного и динамичного организма, как музей.

Третий этап – «Акт приема».

Этот юридический документ составляется на все материалы, поступающие в музей.

Участникам необходимо актировать условные предметы, заранее подготовленные организаторами игры. Для усложнения задания можно включить «легенду», то есть рассказ о месте и времени происхождения предмета, его связи с определенными историческими событиями и людьми, средой бытования.

Четвертый этап – «Полевая опись».

Полевая опись выполняет роль своеобразной инструкции, обязывающей участников поисково–собирательской работы выявить ту информацию, которую необходимо вносить в соответствующие графы описи.

Пятый этап – «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов»

В тетради фиксируются все сведения, в том числе и те которые, кажутся ошибочными, так как некоторые из них могут оказаться единственными источниками.

Шестой этап – «Тетрадь фотофиксаций».

Основным требованием при ее заполнении является точное наименование объекта фотосъемки, сюжета, действия человека или группы лиц. Запись объекта фотосъемки представляет собой своеобразную аннотацию будущей фотографии. Должно быть ясно записано, кто изображен (или что изображено), когда происходило событие, при каких обстоятельствах сделан фотоснимок, какие действия совершают изображенные на нем лица и т.д.

Итак, суть данной деловой игры в том, что в ней моделируются ситуация организации музея, иными словами, затрагивается широкий круг проблем и направлений музейной деятельности: разработка концепции музея, составления плана его работы, приемки предметов, и поисковой работы.

При этом в ходе игры большое внимание уделяется воспитанию правильного, ценностно-ориентированного отношения к историко-культурному наследию, подлинным музейным предметам и создаются ли условия для проявления инициативы и творчества.

Пакет документации.

«Создание Концепции музея»

Концепция музея – это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. При ее создании надо исходить из реальных возможностей образовательного учреждения.

Этапы создания концепции:

Место музея (название музея, принадлежность его к образовательному учреждению, местонахождение с указанием почтового адреса).

Цель (выделить конечную цель в работе музея, определить категорию посетителей, состав Совета музея)

Замысел экспозиции (определить основную цель экспозиции)

Содержание экспозиции (описать экспозицию в представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь, дать ее характеристику).

Принцип построения экспозиции (проблемный, мемориальный, коллекционный, ансамблевый, образно-сюжетный и др.)

Проработка тематической структуры экспозиции (определение в количестве и названии тем (разделов) и подтем (подразделов))

Комплектование фондов музея (составление плана поисково-собирательской работы с целью формирования фондов школьного музея. Организация учета и хранения музейных коллекций).

Выполнение художественного эскизного проекта экспозиции (составление плана помещения, обозначение на нем размещение стендов, витрин, подиумов интерактивных зон и т.п.)

Определение основных затрат (на экспозиционное оборудование, технические средства, художественное решение и др. затрат.)

Планирование работы

Планировать комплектование необходимо для того, чтобы конкретизировать задачи комплектования музейного собрания, рационально организовать их реализацию. Планирование способствует правильной организации поисково-собирательской работы, задает определенный ритм работе экспедиционных групп, помогает скоординировать действие актива школьного музея.

Комплектование собрания школьного музея связанно с необходимостью решения множества практических задач организационного и методического характера. Эффективность и результативность поисково-собирательской работы актива школьного музея зачастую зависит от того, насколько правильно и рационально организована эта работа.

В школьных музеях можно применять два вида планирования комплектования фондов – перспективное и текущее годовое.

Перспективный план целесообразно разрабатывать на 2-3 года. В нем указываются комплексные темы, по которым будет вестись поисково-собирательская работа в этот период; ориентировочные сроки проведения работы по этой теме; по создания или программам каких государственных, научно-исследовательских учреждений или общественных организаций будет проведена эта работа; экспедиционные отряды каких классов будут участвовать в исследовании данной темы; кто из членов Совета музея отвечает за изучение этой темы и кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой по данной теме.

В текущем годовом плане комплектования фондов указываются конкретные темы или задания поисково-собирательской работы на предстоящий учебный год, регионы и объекты проведения поисково-собирательской работы, какой экспедиционный отряд работает по данной теме, количество учащихся в нем, командир экспедиционного отряда, конкретные сроки завершения поисково-собирательской работы, руководителя темы, планируемый результат.

Полевые документы:

Общие правила по оформлению и ведению полевых документов заключаются в следующем:

Все полевые документы должны быть снабжены дополнительными данными.

Для полевых документов, за исключением Акта приема, выбираются тетради большого формата в прочных переплетах, желательно с большим количеством листов.

Тетрадь необходимо прошить по переплету прочными нитками, листы пронумеровать в правом верхнем углу лицевой строки листов.

Заполнение полевых документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета.

Полевые документы следует хранить так же бережно, как и памятники истории и культуры.

«Полевая опись» является основным документом учета и научного описания памятников истории и культуры, поступивших в фонд экспедиции. В заголовочных данных, кроме названия документа, необходимо отразить:

Название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе .

Наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется.

Руководитель экспедиции.

Ответственный за ведения полевой описи.

Даты начала и окончания ведения полевой описи.

№ п/п



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст