Школа-важнейший фактор воспитания

Ильясова Ф.Г., Кокорева Н.А.

Школа – важнейший фактор воспитания

Россия Самарская область Похвистневский район

ГБОУ средняя общеобразовательная школа

с.Старопохвистнево

e-mail: [email protected]

natalyakokoreva@yandex.ru

Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности образовательного учреждения.

Школьный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение школьного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Каждый учитель, получив класс как классный руководитель, оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с классом, как сложатся с ним отношения. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создаётся. Поэтому классному руководителю, необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика. Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Конечно, возникает множество вопросов: а нужны ли на самом деле изменения в теории и практике воспитания; если они нужны, то какие и на основе чего должны происходить; насколько профессиональное сообщество ответственно за те негативные явления в детской и молодежной среде, с которыми мы сталкиваемся; в какой мере эти негативные явления связаны с тем, что массовая практика воспитания не использует даже те наработки в теории воспитания, эффективность которых доказана? И самый, может быть, главный вопрос, подталкивающий к серьезным размышлениям: может быть, все стоит оставить так, как есть, тем более что массовая практика воспитания не однородна? Безусловно, все эти вопросы можно отнести к разряду вечных, но уход от ответа на них сегодня может иметь гораздо более серьезные последствия, чем раньше.

В теории воспитания в последние годы развитие личности ребенка стало определяющим для построения любой концепции воспитания. Если же все-таки говорить о неком прорыве в массовой педагогической практике, то можно отметить овладение педагогами идеей ценности человека пока еще чаще на уровне знания, а не на уровне воплощения этой идеи в своей практике. Наиболее ощутимые изменения, которые происходили в массовой практике воспитания, прежде всего были связаны с широким распространением методики коллективных творческих дел. Они совершались на основе всего того, что было наработано педагогикой задолго до перестройки нашего государства, то есть в совершенно иной социальной ситуации. Сегодня в практике воспитания необходимо эффективно решать воспитательные проблемы, развивая такие тенденции, как развитие «самости» ребенка различного возраста, поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению проблем, возникающих в социуме, создание и развитие гуманистических воспитательных систем, создание воспитательного пространства при активной и нередко главенствующей роли в этом процессе педагогических коллективов ОУ различных типов, мировая и национальная культура как содержание воспитания, интеграция общего и дополнительного образования, использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем, формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся; создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера; создание детских, юношеских родительских и других общественных организаций, объединений; изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.

Что может сегодня служить основой изменений в теории и практике воспитания подрастающего поколения? Первое и довольно очевидное, что воспитание в силу своей социальной сущности должно исходить из особенностей общественного развития, но при этом не идти у них на поводу. Что такое социальный заказ в современной России с ее пока еще нестабильным развитием, размытыми ценностями? Достаточно ли хорошо мы знаем эти особенности, не находимся ли мы, педагоги, в плену неких мифов? Второе, не менее важное для возможности изменений в воспитании, — его методология. Именно она должна стать основой потенциальных изменений. Современное развитие отечественной философии, социологии, психологии, доступность ранее неизвестных нам работ зарубежных авторов, безусловно, заставляют педагогов пересмотреть свои методологические позиции. Процесс этот чрезвычайно болезненный в силу разных причин. Кто-то не хочет отказываться от уже имеющегося багажа. Кто-то, находясь в поиске этих позиций, не может представить их в некой системе, поэтому они предстают в мозаичном виде, а иногда выглядят как набор случайных тезисов, выхваченных из различных областей философии и психологии.

Естественно, что изменения в теории воспитания не могут произойти и без изменений в подготовке педагогических кадров к решению проблем воспитания. Повышение квалификации и переподготовка уже работающих педагогов сегодня может происходить на основе определенных принципов: направленность не столько на оснащение педагогов новыми знаниями и технологиями, сколько на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, на формирование отношения к себе как к участнику диалога с коллегами, взаимодействие с различными профессиональными сообществами, которое включает педагога в различные виды социальной практики; включение педагогов в реальную инновационную практику образовательных учреждений; ориентированность на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования.

Современные подростки более раскованны, свободны и независимы; социальные различия в их развитии проявляются более ярко: увеличивается число детей с различными проблемами, культурное самоопределение проходит сложнее, конфликтнее; значительно расширяются возможности интерактивного общения. Воспитание таких подростков требует и новых подходов.

Важнейшей задачей воспитания является формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.

Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей, развития системы духовно-нравственного, гражданского, правового, патриотического воспитания школьников. Реализация духовно-нравственного воспитания в общеобразовательном учреждении должна осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования — развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

С каждым днем возрастает ответственность ученых и педагогов, стремящихся решать проблемы воспитания подрастающего поколения. От того, насколько эффективны будут эти решения, зависит настоящее и будущее нашего общества. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Библиография

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988г.

3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности

школьника в коллективе. — М., 1987г.

6. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов

воспитания.–М., 1976.