сам. работа III семестр — копия

РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ИЗИОЛОГИЯ. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ

ТКАНЕЙ5

Занятие №1 Предмет, методы и основные задачи

нормальной физиологии5

Занятие №2 Электрофизиология возбудимых тканей6

Занятие №3 Законы функционирования возбудимых тканей (1)9

Занятие №4 Законы функционирования возбудимых тканей (2)12

Занятие №5 Физиологические свойства мышц16

Занятие №6 Физиология нервно-мышечного синапса20

Занятие №7 Физиология мышечной работы22

Занятие №8 Общие принципы регуляции физиологических функции25

Занятие №9 Рефлекторый принцип деятельности нервной системы28

Занятие №10 Физиология нерва, центрального синапса, нейрона30

Занятие №11 Возбуждение в ЦНС. Основные свойства нервных

центров34

Занятие №12 Торможение в ЦНС. Общие принципы

координационной деятельности ЦНС38

РАЗДЕЛ II ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ41

Занятие №1 Значение кровообращения для организма.

Роль сердца в системе кровообращения41

Занятие №2 Основные физиологические свойства миокарда.

Автоматия и проводимость45

Занятие №3 Основные физиологические свойства миокарда.

Возбудимость50

Занятие №4 Основные физиологические свойства миокарда.

Сократимость58

Занятие №5 Механическая деятельность сердца и её фаза64

Занятие №6 Регуляция деятельности сердца75

Занятие №7 Артериальное давление и факторы, обусловливающие

её величину83

Занятие №8 Регуляция сосудистого тонуса и физиология

микроциркуляции90

РАЗДЕЛ III ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ96

Занятие №1 Система крови, ее физиологическое значение и

основные функции. Физиология эритрона96

Занятие №2 Гемоглобин, его физиологическое значение100

Занятие №3 Функциональная система лейкоцитов-1103

Занятие №4 Функциональная система лейкоцитов.

Виды лейкоцитов105

Занятие №5 Система гемостаза и ее физиологическое значение109

Занятие №6 Плазма крови, ее состав и коллоидно-осмотические

свойства115

Занятие №7 СОЭ и буферные свойства крови121

Занятие №8 Групповые свойства крови, резус фактор124

РАЗДЕЛ IV ФИЗИОЛОГИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ,

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА И ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ 130

Занятие №1 Механизм внешнего дыхания130

Занятие №2 Логочные объемы и показатели функционального

состояния. Методы исследования136

Занятие №3 Газообмен в легких и транспорт газов кровью140

Занятие №4 Регуляция дыхания144

Занятие №5 Физиология энергетического обмена.

Основной обмен. 153

Занятие №6 Физиология терморегуляции ………………………………157

РАЗДЕЛ I

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Занятие №1 «Предмет, методы и основные задачи нормальной физиологии»

Исходный уровень знаний

Что такое физиология?

Что такое метод, методика?

Методы физиологии.

Что такое функция?

Что такое система в физиологии?

Типы систем.

Что такое физиологическая регуляция?

Что такое гомеостазис?

Что такое физиологическая норма?

Основные вопросы темы:

Понятие о физиологии, ее цели и задачи. Структура физиологии, как науки.

Основные физиологические понятия: функция, система, норма, регуляция, гомеостазис.

Понятие о физиологической системе и функциональной системе.

Принципы проведения физиологического исследования. Методы и методики, используемые в физиологии.

Профильные вопросы для педиатрического факультета:

Теория системогенеза и гетерохронии роста и ее значение для возрастной физиологии.

Возрастная физиология как одна из основ педиатрии. Возрастные периоды развития организма ребенка.

Студент должен уметь:

приготовить препарат «реоскопическая лапка»

нервно-мышечный препарат.

Основная литература:

1, 2, 3, 4.

Нормальная физиология. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2005. -с.12-6.

Физиология человека. Compendium. / Под ред. Ткаченко Б.И. М.Медицина, 2009. -с.12-6

Физиологические основы здоровья человека / Под редакцией Ткаченко Б.И. СПб-Архангельск, 2001

Дополнительная литература:

Физиология человека. Compendium. Под ред. Б. И. Ткаченко и В.Ф. Пятина 2002.

Нормальная физиология. Под ред. Улумбекова Э. Г. 2006.

Физиология человека. Под ред. Бабского Е.Б. 1972.

Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. СПб, «Лань», 2001.

Физиология в задачах. Казаков В. Н., Леках В. А., Тарапата Н. И. / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

Занятие №2 «Электрофизиология возбудимых тканей»

Исходный уровень знаний

Строение клеточной мембраны.

Типы ионных каналов.

От чего зависит проницаемость веществ через биологическую мембрану?

Что такое активация, деактивация, инактивация натриевых каналов?

Почему проницаемость биомембраны для ионов К выше, чем для ионов Na?

Основные вопросы темы:

Роль концентрационных градиентов и избирательной проницаемости клеточной мембраны в формировании разницы электрических потенциалов по разные стороны мембраны.

Потенциал покоя и механизм его формирования. Калиевый равновесный потенциал.

Ионные механизмы потенциала действия. Фазы потенциала действия.

Профильные вопросы для педиатрического факультета:

4. Возрастные особенности мембранного потенциала покоя и потенциала действия у детей.

Студент должен уметь:

нарисовать и объяснить график потенциала действия.

Основная литература:

1,2. Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. М.Медицина. 2005. -с.59-61.

3. Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина. 2005. -с.61-5.

1,2,3,4. Физиология человека. Compendium. / Под ред. Ткаченко Б.И. М. Медицина, 2009. -с.23-7.

4. Материалы лекции.

Дополнительная литература:

Физиология человека Compendium» под ред. Ткаченко Б.И. и Пятина В.Ф. 2002.

Нормальная физиология. Под ред. Улумбекова Э.Г. 2006.

Физиология человека. Под ред. Бабского Е.Б. 1972.

Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. / СПб, «Лань», 2001.

Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

Задание для работы:

№1. Ответьте на вопросы:

Как устроена клеточная мембрана?

Какие функции выполняет клеточная мембрана?

От чего зависит поляризация?

Что происходит при деполяризации?

Что такое инверсия потенциала действия?

Какова величина мембранного потенциала?

Какова величина реверсии?

Чему равна амплитуда потенциала действия?

№2. Решите следующие задачи и объясните их решение:

Что произойдёт с мембранным потенциалом покоя, если:

внеклеточную концентрацию натрия снизить до значения внутриклеточной концентрации?

внутриклеточную концентрацию калия уменьшить до значения внеклеточной концентрации.

Длительность пика потвы=енциала действия в нервном волокне равна 0,5 мсек. Следовой деполяризации – 20 мсек. Волокно раздражается серией электрических импульсов с частотой 50 Гц. Какова будет возбудимость волокна при действии на него электрических импульсов, последующих за первым?

Назовите фазы потенциала действия, обозначенные на рисунке цифрами.

№3. Объясните, что означают понятия:

деполяризация;

реполяризация;

гиперполяризация.

№4. Тестовые задания:

Различие в концентрации Na и K внутри и вне клетки в состоянии покоя обусловлены: А) неодинаковой проницаемостью мембраны клетки для этих ионов; В) разным состоянием ионных каналов, одни из которых закрыты, а другие открыты; С) активной деятельностью ионных насосов; D) разными энергетическими затратами на транспорт Na и K.

Мембранный потенциал покоя возникает как результат: А) разной проницаемости клеточной мембраны для ионов; В) деятельности Na-K насоса; С) разной концентрации ионов по обе стороны мембраны; D) процессов энергообмена в клетке.

Фаза деполяризации мембранного потенциала есть следствие: А) повышения проницаемости мембраны для ионов Na; В) открытия активационных ворот натриевых каналов; С) открытия инактивационных ворот натриевых каналов; D) регенеративной деполяризации клеточной мембраны.

Фаза реполяризации мембранного потенциала действия есть следствие: А) снижения трансмембранного электрохимического градиента для ионов Na; В) закрытия инактивационных ворот натриевых каналов мембраны; С) повышения проницаемости мембраны для ионов калия; D) активации K- Na- насоса.

В какой момент мембранного потенциала действия клетка наиболее возбудима: А) в момент реверсии потенциала; В) во время реполяризации; С) во время следовой деполяризации; D) когда мембранный потенциал будет равен нулю.

Если поток глюкозы через клеточную мембрану прямо пропорционален концентрационному градиенту глюкозы, то процесс транспорта есть: А) простая диффузия; В) облегченная диффузия; С) Na-связанный котранспорт; D) активный транспорт.

Снижение внеклеточной концентрации К приведет к: А) увеличению транспорта Na из клеток за счет Na- К – АТФ-азного насоса; В) увеличению поступления натрия в клетки по электрохимическому градиенту; С) и к одному и к другому; D) ни к одному из указанных процессов.

При пороговом уровне мембранного потенциала состояние натриевых каналов характеризуется тем, что: А) большинство наружных или активационных ворот открыто; В) большинство внутренних или инактивационных ворот открыто; С) и то и другое; D) ни одно ни другое.

Какая фаза потенциала действия вызвана инактивацией натриевых каналов в мембране аксона: А) восходящая или деполяризация; В) абсолютной рефрактерности; С) нисходящая или реполяризация; D) следовая гиперполяризация.

Какой результат следовало бы ждать от удаления инактивационных ворот из натриевых каналов мембраны аксона: А) потенциал действия не может быть вызван; В) скорость реполяризации мембраны снизилась; С) натриевая проводимость мембраны снизилась; D) мембрана гиперполяризуется.

Какие ионные каналы способны вызвать большую величину деполяризации, если их открывает медиатор: А) каналы, специфически проницаемые для Са; В) каналы, равно проницаемые для Na и К; С) каналы, специфически проницаемые для К; D) каналы, равно проницаемые для Са, К и Na.

Что называют раздражителем?: А) фактор внешней или внутренней среды, под воздействием которого всегда возникает нервное возбуждение; В) фактор внешней или внутренней среды, под воздействием которого всегда возникает мышечное возбуждение; С) фактор внешней или внутренней среды, вызывающий изменение физико-химических свойств тканей; D) Фактор внешней или внутренней среды, под воздействием которого всегда возникает потенциал действия.

Что такое раздражимость?: А) ответная реакция на стимуляцию электрическим током, присущая только нерву и мышце; В) способность тканей к раздражению; С) возбуждение тканей под действием раздражителя; D) ответная реакция тканей на раздражитель в виде потенциала действия.

Что такое раздражение?: А) ответная реакция тканей на раздражитель в виде изменения физико-химических свойств; В) способность тканей к возбуждению; С) патологическая реакция нервной системы на воздействие любых факторов внешней или внутренней среды; D) возникновение потенциала действия в ответ на внешний или внутренний раздражитель.

Какой раздражитель называют пороговым?: А) раздражитель вызывающий защитную реакцию; В) раздражитель, действие которого на ткань сопровождается ее повреждением; С) раздражитель равный двум реобазам; D) раздражитель минимальной интенсивности, вызывающий ответную реакцию.

Занятие №3 «Законы функционирования возбудимых тканей (1)»

Исходный уровень знаний

Что такое раздражитель?

Что такое раздражимость?

В чем различие между раздражимостью и возбудимостью?

Классификация раздражителей.

Что такое адекватность раздражителя?

Какие факторы определяют величину порога возбуждения?

Отличаются ли ткани по возбудимости?

Основные вопросы темы:

Явление раздражимости. Раздражители и их виды. Локальный ответ и его ионный механизм.

Порог раздражения. Критический уровень деполяризации. Закон «все или ничего».

Возбудимость. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Рефрактерность.

Проведение возбуждения.

Лабильность, ее ионный механизм.

Профильные вопросы для педиатрического факультета:

Особенности и свойства возбудимых тканей в различные возрастные периоды у детей.

Студент должен уметь:

анализировать возбудимость ткани по порогам раздражения;

показать на графике соответствие фаз потенциала действия фазам возбудимости.

Основная литература:

Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. М. Медицина, 2005. -с.52-3; 65-6.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст