саляфы о хурудже. пример из истории

Ибн Са‘д сказал: «Наши товарищи говорили: „Аш-Ша‘би был в числе тех ученых, которые выступили против аль-Хаджаджа, после чего скрылся на время и писал письма Язиду ибн Абу Муслиму, чтобы он поговорил о нем с аль-Хаджаджем“».Я (аз-Захаби) говорю: «Ученые, которые являлись приверженцами Корана и благочестивыми людьми, выступили в Ираке против аль-Хаджаджа из-за его несправедливости, откладывания молитвы на позднее время и объединения её с другой не в пути. Это была слабая сторона мазхаба Омеядов, как об этом сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Вами будут руководить правители, которые умертвят молитву“.[Этот хадис передали Муслим № 648, Абу Дауд № 431 и ат-Тирмизи № 176. — Прим. Ред.]Против аль-Хаджаджа выступил ‘Абду-р-Рахман ибн аль-Аш‘ас ибн Кайс аль-Киндий. Он был знатным, и ему подчинялись люди. Его бабушка со стороны отца была сестрой Правдивейшего (Абу Бакра). Вокруг него собрались более ста тысяч человек, и они сделали для аль-Хаджаджа мир „тесным“, и он чуть было не лишился своей власти. Они нанесли ему поражение несколько раз, и он был на краю гибели, но он был стойким и неустрашимым, пока не одержал победу. Войско же аль-Аш‘аса было разбито и с обеих сторон было убито большое количество людей. Того из них, кто попадался аль-Хаджаджу, он убивал, исключая тех, кто признавал себя неверным. Таких он оставлял[После смуты Ибн аль-Аш‘аса состоялся консенсус (‘иджма) приверженцев Сунны, согласно которому нельзя выступать против правителя мусульманина, даже если он является тираном и распутником, так как это приведёт к ещё большей смуте. Это ясно из того, что имамы назвали подобные выступления смутой, также это становится очевидным из того, то, что большенство убитых из тех, кто выступил против правителя — были имамами религии и благочестивыми людьми. И благо тем из них, кто остался жив, и раскаялся, как мы видим здесь на примере имама аль-Ша‘би.В дополнение ко многочисленным хадисам, запрещающим подобные выступления, хотелось бы привести слова шейху-ль-ислама Ибн Теймии.Шейху-ль ислам Ибн Теймия, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Поэтому, если справедливый разумный человек задумается над историей ислама, и тем, к каким горестным и кровопролитным последствиям приводили выступления против правителей-тиранов, то понял бы, почему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил выступать против них и противостоять им. Так например, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшими из ваших правителей станут те, которых будете любить вы и которые будут любить вас, за которых вы будете обращаться к Аллаху с мольбами и которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за вас. Худшими же из ваших правителей станут те, которых будете ненавидеть вы и кото-рые будут ненавидеть вас, которых вы будете проклинать и которые будут проклинать вас» Когда люди спросили его: «О Посланник Аллаха! А не свергнуть ли нам их мечом?», он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, до тех пор, пока они позволяют вам совершать пятикратные молитвы. И если вы увидите у своих руководителей то, что вам не нравится, то порицайте их деяния, но не нарушайте данную им присягу». Этот хадис приводит Муслим. Имам ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, говоря о правовой оценке шариатом выступления против несправедливого правителя и правителя-тирана, сказал: «Что же касается выступления против них и сражения с ними, то это запретно на основании консенсуса мусульман, даже если (эти правители) грешники и тираны» (Комментарий к «Сахих» Муслима, т. 12, стр. 229). — Прим. Ред.]».‘Иса ибн Ханнат рассказывал, что аш-Ша‘би говорил: «Эти знания приобретали те, в ком объединились два качества: разум и набожность. Если он был разумным, но не был набожным, он говорил: „Это дело не постигнет никто, кроме набожного, поэтому я не стану его приобретать“. Если же он был набожным, но не был разумным, он говорил: „Это дело не постигнет никто, кроме разумного, поэтому я не стану его приобретать“».Аш-Ша‘би говорил: «И я боюсь, что сегодня это будет искать тот, у кого нет ни одного из этих (качеств) — ни разума, ни набожности».Я (аз-Захаби) говорю: «Думаю, что под разумом он подразумевал понимание и проницательность».