развитие речи учащихся с использованием культурологического подхода с использованием ИК

Развитие речи учащихся на основе культурологического подхода с использованием ИКТ

Актуальность и перспективность опыта

В начале XXI века перед средней школой остро встали вопросы не только образовательного, но и воспитательного характера. Социализация школьников предполагает не только приобщение их к знаниям, но и освоение детьми культурных образцов, ценностей, идеалов культурного наследия. Эти задачи, на мой взгляд, помогает решать культурологическая модель образования, основанная на аксиологическом (ценностном) подходе к воспитанию и просвещению детей.

В школьной практике за последние годы произошли значительные изменения. Существенной особенностью обучения становится привлечение возможностей компьютерной поддержки уроков гуманитарного цикла.

Использование мультимедийных средств при изучении гуманитарных предметов является актуальным направлением модернизации образования, а их применение методически целесообразным, так как в полной мере позволяют реализовать потребность в качественной, эстетически выдержанной иллюстративности урока. Зрительный ряд обширен и обеспечивает возможность выбора наглядности в соответствии с целями и задачами урока, позволяет формулировать вопросы и задания, ориентированные на формирование художественного вкуса и развития творческих способностей школьников. Одной из наиболее привлекательных возможностей использования компьютера на уроке является создание оптимальных условий для осуществления наглядности в обучении.

Современный учитель должен понимать стремление молодого человека, уставшего от отсутствия настоящей красоты, к гармонии и совершенству. Ведь и гламур есть не что иное, как искаженное желание красоты. Только спекулируя на этом, создатели глянцевого рая выдают красивость и подделку за подлинную красоту. Так и надо научить детей отличать подлинное от фальшивого. Это едва ли не главная задача преподавателя гуманитарных дисциплин.

Современным ученикам непросто воспринимать произведения классической литературы. Им трудно концентрировать внимание на повествовательных, философских фрагментах произведения, ведь повседневность, обыденное мышление формируются как клип – быстрой сменой кадров и впечатлений. Только вдумчивому читателю произведение литературы помогает ответить на свои жизненные вопросы. Современным школьникам сложно отойти от поверхностного освоения обыденности, отвечая на вопросы классиков литературы: «В чем смысл жизни?», «Что такое любовь, вдохновение, гармония, терпение?». Дети живут в обществе с размытыми границами между добром и злом, порядочностью и бесчестием, дозволенным и недопустимым. Массовая культура навязывает потребительские установки, стремление к комфорту и удобству, девальвируя такие ценности, как образованность, трудолюбие, любовь, семья. И задача учителя – помочь воспитанникам сохранить «времен связующую нить».

Что может сделать учитель литературы в школе в условиях тотального наступления визуальности? Как заставить современного школьника сидеть над книгой, когда он привык к быстрому, клиповому восприятию раздробленной действительности? Хотя сама по себе визуальность отнюдь не является признаком ослабления человеческих способностей. Продолжая почти героическую борьбу за звучащее слово классики на уроке, нужно помнить, что пути к сознанию человека могут быть разными. Необыкновенно мудрая пословица говорит о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вопрос в том, что увидеть, если грамотно использовать визуальность на уроках.

Так как произведение живописи – достоверный источник информации о быте, особенностях характера, традициях народа, картина позволяет соединить в учебном процессе изучение языка с историей и культурой народа. Несомненно, что произведения живописи представляют собой и богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. Ведь жанровая живопись позволяет организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспроизводимых зримо и поэтому объединяющих внеязыковые элементы, что так необходимо для формирования устной речи.

Концептуальность

Современное образование выбирает такую стратегию развития, которая связана с созданием школы культуроцентрической. Её цель – усвоение учащимися ценностей культуры, постижение основных типов сознания человека, отражающих этапы его духовного развития. За годы учёбы выпускник школы должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии. В связи с этим качественно меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. В этом случае мы формируем созидательную личность с помощью осмысления, эстетического «проживания-переживания» детьми ценностей прошлых эпох и современности. Именно в этом контексте особую значимость приобретает личностно ориентированный подход к образованию и воспитанию.

Формирование мировоззрения учащихся – стратегическая задача современной школы, но особо важное значение в этом отношении имеют гуманитарные предметы, т.к. все они – науки о человеке и обществе. Гуманитарные дисциплины, в т.ч. литературу, русский язык, мировую художественную культуру, объединяют общие задачи нравственного, эстетического и патриотического воспитания, формирования целеустремлённой, творческой личности. Связь преподавания литературы с другими искусствами, в первую очередь живописью, графикой, музыкой, — прочная традиция школьной практики.

Наличие теоретической базы опыта

Проблема соотношения культуры и искусства, их взаимосвязи, является одной из центральных, при рассмотрении общечеловеческих ценностей, отшлифованных в развитии человечества. Их исследованию посвящены труды известных ученых и мыслителей Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.В. Кандинского, Ф. Шиллера, К. Юнга, К. Ясперса, А. Тойнби и других. Наиболее актуально изучение этих взаимосвязей в сфере художественно-эстетического образования. Искусство как ядро культуры, возникшее на заре истории вместе с религией, онтологически обоснованно участвовало в познании окружающего мира и самого человека, в гармонизации его жизни с природой и обществом. Его воздействие связано с пробуждением личностных качеств и развитием творческого, созидающего начала в человеке.

Существенную помощь в проведении уроков развития речи оказывают материалы пособия Л.М. Зельмановой, Е.Н. Колокольцевой «Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства» для 5 – 7 и 8 – 9 классов. Союз литературы и изоискусства открывает возможности установить постоянные и плодотворные связи с уроками русского языка. Работа с иллюстрацией – необходимый компонент подготовки к сочинению. Зрительные, наглядные образы помогают ученику уяснить значение многих новых для него слов, относящихся к области духовной жизни или к историческому быту. Сопоставление иллюстрации с художественным текстом обучает очень важным мыслительным операциям, что особенно необходимо для формирования мышления и речи.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта — развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Оптимальность и эффективность средств

Глубоко убеждена, что литература как искусство, литература как учебный предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию личности, организуя такое воспитательной пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащему реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средства получить оценку и обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышления и глубоких переживаний

На уроках выявляется не только культурно-исторический контекст создания произведения, но и определяется круг «вечных» вопросов, на которые оно пытается дать ответ. К ним относятся вопросы о месте России в мировом окружении, о роли интеллигенции и народа, о богоискательстве в русской художественной, философской мысли и др. Ценность подлинного произведения искусства в его многозначности, множественности интерпретаций. Каждому читателю текст (в широком понимании слова) предлагает ответы на Его вопросы, а этих ответов сокрыто в произведении неисчерпаемое множество. Поэтому необходимо говорить с ребятами о произведениях словесности через призму проблем современности, жизненного опыта ребят.

Каждый ученик, имеющий навык работы с компьютером, может найти для себя область самореализации: поиск новых сведений, «погружение» в проблему урока, многовариантность выполнения заданий, скорость (по сравнению с традиционными формами) создания проекта. Когда на уроке удается соединить воздействие текста с воздействием визуального ряда, эффективность усвоения учебного материала резко повышается. Успех и перспективность уроков культуроведческого анализа языковых явлений или художественного текста заключается в эстетической привлекательности формы подачи учебного материала, динамичности изменения зрительного ряда, что становится возможным за счет использования компьютерной поддержки урока.

Постоянное расширение банка электронных наглядных пособий дает учителю поистине неограниченные возможности в обучении. Когда на уроке удаётся соединить воздействие текста с воздействием визуального ряда, эффективность усвоения учебного материала резко повышается.

Уроки интегрированного типа с привлечением материалов литературного краеведения я включаю в основные разделы программы по литературе за счёт уроков повторения, считаю необходимым использовать интеграцию искусств на занятиях факультативного курса МХК, на профильных элективах с учётом специфики развития региональной культуры. Изучаемое литературное произведение попадает в широкий культурный контекст и может рассматриваться в многообразии существующих связей между отдельными видами искусств. Использование компьютерной поддержки урока существенно повышает уровень устойчивого внимания школьников, их интерес к предмету, способствует более качественному усвоению материала. Мною подготовлен ряд презентаций к урокам интегрированного типа с компьютерной поддержкой на краеведческом материале.

Один из наиболее наглядных аспектов культурологического подхода – интеграция искусств на уроках литературы в 10 классе. Литература пореформенного периода представляет собой яркое «созвездие великих людей», чье творчество оказало существенное влияние на весь историко-культурный процесс не только второй половины XIX в., но и всего XX столетия. Это и гений Ф.М. Достоевского, и едкость сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина, и очарование прошлым И.А. Гончарова, и ностальгия о будущем А.П. Чехова. Огромную роль в культурной жизни обеих столиц играл театр. Самым любимым театром московской интеллигенции являлся Малый театр. В Петербурге центральным оставался Александринский театр, где развернулось творчество многих мастеров сцены.

Высокие принципы русской музыкальной школы, заложенные М.И.Глинкой, воплотило творческое объединение композиторов, получившее название «Могучая кучка». В это содружество входили блистательные мастера –А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. Творчество И.Е.Репина, В.И.Сурикова и других живописцев знаменует расцвет изобразительного искусства второй половины XIX века. Изображая характерные явления русской жизни, они создавали образы такой силы и приходили к таким выводам, которые имеют ценность для всего человечества. В полном объёме на этом богатейшем по содержанию материале нам удалось реализовать на уроках информационно-компьютерную поддержку: использовать школьный банк мультимедиа презентаций, видео-версии художественных кинофильмов, создать собственные презентации о творчестве выдающихся мастеров слова и талантливых живописцев. ( «Поэзия и упадок «дворянских гнёзд» в произведениях Тургенева и Чехова и живописные трактовки темы», «Прошедшее в настоящем: трагедия А.С. Пушкина ,,Борис Годунов” и одноименная опера М.П. Мусоргского»).

Чтение и анализ текста окажутся более эффективными, если ученики сумеют с помощью ИКТ заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты художественных произведений лучших мастеров слова. Преимущество экранной подачи материала заключается и в предоставленной возможности выделить тот или иной фрагмент, увеличить его, вывести на экран несколько иллюстраций одновременно, перенести изображение на бумажный носитель. Звуковое сопровождение может быть представлено музыкальным произведением, авторским чтением стихотворений и компьютерным воспроизведением текстовой части. При наличии гиперссылок возможность значительно увеличить объём заложенной в презентации информации резко возрастает. А если гиперссылки представляют собой адреса необходимых для поиска материалов сайтов, то работа с такой презентацией становится интерактивной. Учащиеся старших классов, используя редактор презентаций библиотеки электронных наглядных пособий, сопоставляют «сквозные» темы в литературе и изобразительном искусстве. Мы считаем целесообразным на уроках обобщающего повторения использовать возможности компьютерной поддержки и работу учащихся в группах.

Внеклассная работа по культурологии на региональном материале позволила привлечь учащихся среднего звена и подготовить рефераты и мультимедиа презентации о творчестве наших выдающихся земляков — Ф.В. Сычкова и С.Д. Эрьзи. Интерес к национальной живописи возник, когда дети созерцали творения кисти Ф.В. Сычкова в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств на экскурсии, посвященной творчеству замечательного мастера. После экскурсий в классе живо обсуждалось, насколько значимо знакомство с оригинальными полотнами живописцев, ибо оно полнее, объемнее раскрывает гармонию художественного произведения. На уроках русского языка мы писали сочинения по картинам художника, имея возможность сравнить оригиналы с электронными репродукциями. Ребята убеждались, что все живописные полотна Ф.В. Сычкова подобны песне – в них есть надежда на торжество добра, справедливости и любви. Мероприятия, связанные с юбилеем скульптора С.Эрьзи, поездка на его родину в с. Баево укрепили интерес школьников к истории и культуре родного края. На экскурсии они узнали, что во все времена чувство прошлого соединялось с мечтой народа о будущем, рождало сказку, рождало творчество, неотъемлемое от жизни народа, от его истории, создавало культуру преемственности. Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты. Такие связи формируют историческую память народа, создают глубинные пласты народной культуры. Из неё рождается всё талантливое и великое, она не перестаёт быть основой для развития индивидуального творчества и профессионального искусства. Школьники, посетившие выставку картин академика портретной живописи И.К. Макарова, искренне заинтересовались связями нашего земляка и членов семьи национального поэта России А.С. Пушкина. Во время подготовки к 210-летию со дня рождения поэта старшеклассниками был выполнен ряд мультимедиа-проектов, которые представлялись в рамках ставшего регулярным школьного конкурса презентаций «Живое наследие». Кроме того, учащиеся-старшеклассники создали оригинальные авторские мультимедийные проекты, посвящённые архитектурным сооружениям и скульптурным памятникам республики, творчеству мастеров с. Подлесная Тавла. Таким образом, невидимые живые связи искусства эрзянских резчиков по дереву и скульптур великого сына мордовской земли С. Эрьзи, сохранившие в своих образах цельность фольклорного мироощущения, свидетельствуют о вечном стремлении человека к красоте, о живой связи культурных традиций. Прикоснувшись к творческому наследию С.Д. Эрьзи и его талантливых земляков, школьники воочию убеждаются в том, что, только ощутив Гармонию Природы, человек обретает способность стать Творцом Красоты. А красота, если она истинная, всегда самореализуется. Человек живёт в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознаёт свою пользу для общества.

Результативность опыта

Применение культурологического подхода на уроках литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению развития творческих способностей учащихся.Мои ученики участвуют во многих творческих конкурсах, показывают хорошие результаты, что видно из таблицы:

Дата

Фамилия Имя

Название конкурса

Результат

Уровень

2009 г.

Борисова Маргарита

Родные языки в созвездии культур

IIместо

Городской

Мишакина Наталья

Конкурс сочинений «Нет никого тебя роднее»

IIместо

Городской

2010 г.

Кривенышева Екатерина

Олимпиада по литературе

Призер

Городской

Садовникова Наталья

Конкурс творческих работ «Сделай выбор»

Призер

Республиканский

Вершинина Алена

Конкурс сочинений и творческих работ «Письмо учителю

I место

Городской

2011 г.

Садовникова Наталья

Научно-практическая конференция «Школьники города — науке XXI века»

Участник

Городской