разработка урока Широкая масленица

Тема урока: «Широкая масленица». 6 класс (2 часа)

Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.

Задачи урока:

Развитие творческого подхода в составлении композиции, навыков самостоятельной работы, творческого мышления, расширение кругозора.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно-иллюстративный: использование зрительного ряда при объяснении темы урока, а именно, просмотр и обсуждение слайдов презентации.

Проблемное изложение: передать свой образ масленицы живописными средствами.

Оборудование:

1. Для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрация картины Кустодиева Б.М. «Масленица», детские рисунки прошлых лет, ватман, ножницы, клей ПВА.

2.Для детей: бумага формат А-4, графические и живописные материалы, кисти, палитра, баночка.

Организация занятия:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (2 мин.)

3. Беседа по теме урока с использованием презентации (11 мин.)

5. Динамическая пауза (3 мин).

6. Творческая работа учащихся (20 мин.)

7. Подведение итогов урока (3 мин.)

Ход и содержание урока.

Организационный момент:

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли подготовили для урока?»

Сообщение темы и цели урока:

Учитель: «Широкая масленица!». Вы знаете, что сейчас идет масленичная неделя. В старину говорили: «Масленица – кормилица нынче именинница». (слайд 1,2)

И сегодня мы познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы. (слайд 3)

3.Беседа:

(слайд 4) Масленица — древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Поэтому масленицу праздновали широко, приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом. Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно.

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:

Понедельник - «Встреча» (слайд 5)

В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку», приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она означала? (ответы детей «Первый блин — комом»)

К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу- масленицу. Эту куклу на салазках ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

Вторник - «Заигрыши» (слайд 6)

С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных. Неподалеку от селенья на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы- Морены (от слова мор-смерть), возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться.

(слайд 7)

Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет.

(слайд 8).

Василий Иванович Суриков в жанровой картине «Взятие снежного городка» передал накал страстей, сам дух старинной народной игры.

Среда - «Лакомка» (слайд 9)

А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:

« Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»

Ученики: «Блин».

Учитель: У русского народа блин считается символом солнца. А почему?

Ученики: Блин круглый, румяный, теплый.

В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца.

Четверг — «Широкий четверг или Разгул» (слайд10).

Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа возили на санях.

Пятница - «Тёщены вечёрки» (слайд11).

В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.

Суббота- «Золовкины посиделки» (слайд12).

Молодая невестка приглашала родных к себе.

Воскресение - «Поводы, прощание», «Прощёное воскресение» (слайд13).

Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.

(слайд14). Дети заранее находят поговорки о масленице.

Учитель:

О русской масленице сохранилось много поговорок, какие вы знаете?

Ученики:

1 «Не житье, а масленица».

2 «Не все коту масленица, будет и великий пост».

3 «Масленица неделю гуляет»

4 «Милости просим к нам о масленице со своим добром, с честным животом»

5 «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д.

(слайд15). Б. М. Кустодиев Масленица. Как раньше праздновали на Руси? (Что изобразил художник?)

(слайд16). Возрождается сейчас масленица, воскрешает народ традиции и обряды. Как сейчас празднуют масленицу, что похожее с прошлым?

(слайд17).Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Морену сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели.

(слайд18). Детские рисунки.

(слайд1 19) Масленица, звучат русские народные песни.

4. Творческая работа учащихся. Объяснение задания (каждый рисует отдельный фрагмент масленичного гулянья)

Учитель: смотрит за выполнением работы, отмечает интересные идеи. Во время самостоятельной работы звучат русские народные песни. 2 человека работают у доски на ватмане, готовят фон (небо, снег, деревья)

5. Подведение итогов.

Учитель: Вырезаем и наклеиваем на подготовленный ватман детские работы, создаём общую картину гулянья, масленицы (коллаж). Комментарий, оценка.

Учитель: «Молодцы ребята, все вы хорошо поработали! Общая картина масленичного гулянья получилась замечательная! Урок окончен!»

слайд 1 На фоне музыки. Учитель: «Тема нашего урока «Масленицу провожаем — света, солнца ожидаем!». Вы знаете, что сейчас идет масленичная неделя.

слайд 2 В старину говорили : «Масленица – кормилица нынче именинница».

слайд 3 И сегодня мы познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы.

слайд 4 Масленица- древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Поэтому масленицу праздновали широко, приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». Стишок на слайде

слайд 5 И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом. Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно.

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:

слайд 6

Понедельник — «ВСТРЕЧА».

В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку», приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она означала? (ответы детей «Первый блин — комом»)

К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу- масленицу. Эту куклу на салазках ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

слайд 7

Вторник — «ЗАИГРЫШИ»

С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных. Неподалеку от селенья на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы- Морены (от слова мор-смерть), возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться.

слайд 8

Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет.

Слайд 9 Василий Иванович Суриков в жанровой картине «Взятие снежного городка» передал накал страстей, сам дух старинной народной игры.

слайд 10

Среда — «ЛАКОМКА»

А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:

« Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»

Ученики: «Блин».

Учитель: У русского народа блин считается символом солнца. А почему?

Ученики: Блин круглый, румяный, теплый.

В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца.

слайд 11

Четверг — «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ»

Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа возили на санях.

слайд 12

Пятница — «ТЕЩЕНЫ ВЕЧЕРКИ»

В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню.

слайд 13

Суббота- «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

Молодая невестка приглашала родных к себе.

слайд 14

Воскресение — «ПРОВОДЫ, ПРОЩАНИЕ», «ПРЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ»

Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.

слайд 15

Чтение со слайда стиха. Дети заранее находят поговорки о масленице.

Учитель:

О русской масленице сохранилось много поговорок, какие вы знаете?

На фоне слайда читаются поговорки.

Ученики:

1 «Не житье, а масленица».

2 «Не все коту масленица, будет и великий пост».

3 «Масленица неделю гуляет»

4 «Милости просим к нам о масленице со своим добром, с честным животом»

5 «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д.

слайд 16

Б. М. Кустодиев Масленица. Как раньше праздновали на Руси?

Дети перечисляют то, что видят на картине.

слайд 17

Возрождается сейчас масленица, воскрешает народ традиции и обряды. Как сейчас празднуют масленицу, что похожее с прошлым?

слайд 18

Чтение со слайда. Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Морену сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели.

(слайд19, 21). Детские рисунки.

Коллажи — это композиции, составленные из разных изображений, противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом или накладываемых одно поверх другого. Это целое, представляющее собой нечто большее, чем простая сумма составных частей.

Коллажи — это не просто набор картинок, собранных на одной плоскости. Это искусство из несоединимых вещей делать одно целое.

Kоллажем является некоторая совокупность отдельных элементов, «сведенных» воедино и представляющих собой нечто осмысленное.